Примечания книги: Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн, бесплатно. Автор: Инна Медведская

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

В книге представлена история Мидийского царства — первого иранского государства, сложившегося в первой половине VII в. и просуществовавшего до 550 г. до н. э., когда власть перешла к династии Ахеменидов и царство получило свое новое название. Более ста лет Мидийское царство влияло на политическую историю стран всего Ближнего Востока. Автором предложено решение некоторых спорных проблем истории Урарту, Лидии и киммерийско-скифского присутствия в регионе. Важной составляющей книги стала реконструкция исторической географии Северо-Западного Ирана новоассирийского периода.

Перейти к чтению книги Читать книгу « Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства »

Примечания

1

Здесь и далее цифры в круглых скобках обозначают: римская — главу, арабская — параграф настоящего издания.

2

Согласно античной традиции, Нижняя Азия находилась западнее р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак). Пределы Верхней Азии менее определенны, она занимала территорию восточнее Галиса вплоть до стран Иранского нагорья.

3

См. карты 1, 2.

4

Определение границ Манны будет возможно после локализации Замуа, Парсуа и соседних с ними стран (см. гл. III. 5).

5

Несколько слов относительно статуса Ушкайи. В Хорхорской летописи она названа kuras-qa-ia-i hubi 'долина страны Ашкайа' [УКН 127, IV, 54]. Дьяконов считал, что в данном случае детерминатив kur не означает 'страна' и что это просто долина Ашкайа. Но в любом случае это название некоторого пространства, тогда как у Саргона Ушкайа это только крепость в области Суби. Что же произошло за время между походами Аргишти I и Саргона? Хотя Аргишти и дошел до горы Уауш в стране Уишдиш, но он не смог закрепить ее за собой, поскольку Руса I снова завоевывает Уишдиш. Ушкайа же находилась, по словам Саргона, на урартской земле. Следовательно, эту землю Аргишти смог закрепить за Урарту, но название Ушкайа сохранилось только за главной крепостью, а территорию страны он включил во вновь образованную область Суби, название которой впервые упоминается только в 714 г. Это не единственный пример уничтожения урартами местных названий. То же самое произошло, по-видимому, и с Гилзаном, который вошел в состав Сангибуту, и со страной Ида во Внутренней Замуа, которая в IX в. простиралась до южного берега Урмии (море Внутренней Замуа). «Город» Ида, вероятно, соответствует Хасанлу IX в. [Грантовский, 1981, с. 268]. 

6

Идентификация обоих названий принимается всеми; ср., например: [Арутюнян, 1970, с. 107–109; Kessler, 1986, S. 70].

7

Гора Эрития/Иртия упоминается в 856 г. между Арзашку и городом Арамапе, в 714 г., во время разорения Сангибуту, — перед Армарили [Kessler, 1986, S. 70].

8

М. Сальвини высказал гипотезу, согласно которой в надписи Салманасара III 856 г. слились описания двух походов — в район к северу от Муратсу и в приурмийский район. Гипотеза поддержана Кесслером, хотя последний привел важный довод против нее: в связном поэтапном повествовании текста незаметен «шов», соединяющий разные тексты [Kessler, 1986, S. 70–71].

9

Даты походов Шамши-Адада не установлены, первые три предположительно отнесены к 819, 818, 815 гг. до н. э.

10

Племя луллубеев впервые упомянуто на победной стеле Нарам-Суэна в XXIII в. до н. э. [Klengel, 1966, S. 349–371].

11

Под 783 и 768 гг. восстановление Мазамуа или Замуа спорное [Millard, 1994, р. 40, pl. 12, B1; pl. 14, В2; р. 37, pl. 11, B1 К51; pl. 13, В2]; во всех четырех табличках перед начальным za — или лакуна, или знаки разрушены.

12

Отметим, однако, чтение Милларда ša URU [] — za-mu-a в списках эпонимов 768 г., следовательно, детерминатив города мог использоваться перед Замуа.

13

О том, что Хальман был горной страной, свидетельствует новый перевод текста «Черного Обелиска», см.: [Russel, 1984, р. 196; Reade, 1978, р. 141, note 29].

14

Непосредственно из Парсуа, вероятно, можно было пройти на юг по дороге Паве-Керманшах, но Бит-Капси, из которой двигался Тиглатпаласар, располагалась значительно восточнее Парсуа, ибо в 737 г. она находилась в составе Мидии, неясно, были ли ассирийцы в восставшем Кишесу [Tadmor, 1994, Ann. 11:12].

15

Эти сведения вместе с локализацией Бит-Барруа, который был близок к Аразиашу на востоке и к Бит-Хамбану на западе, исключают некоторую неясность относительно взаиморасположения Хархара и Аразиаша. Некоторые тексты как будто бы меняют их местами. Так, в анналах 834 г. последовательно перечислены: Парсуа, Месу, Мидия, Аразиаш, Хархар [RIMA 3, 68, А.О.102.14: 120–121]. Шамши-Адад V называет Гизильбунду, Мидию и, «при возвращении», Аразиаш, но Хархар не назван (пропущен?) [RIMA 3, 185–186, А.О.103.1 ii:59, iii:27–44]. В титулатуре Адад-нерари III в обратном порядке названы Намар, Эллипи, Харахар, Аразиаш, Месу, Мидия, Гизильбунда. Здесь переставлены и Месу с Мидией. Можно по-разному объяснять эти перестановки, но сказанное выше определяет более западную, по отношению к Хархару, локализацию Аразиаша.

16

На них совпадают основные пункты обоих списков; особенно важно совпадение названий в конце; в 713 г. после Бустуса (общий пункт для всех списков) маршрут пролегал в Восточную Мидию через страны Агази, Амбанда, Данану, которые в 716 г. еще не были известны (см. табл. 2).

17

Наименование этого района условно и включает, помимо самой Хамаданской равнины, земли к востоку от нее (см. карты 1, 2).

18

Восстановление Роста и Лукенбилля Bit-Sa[an-gi-bu-ti] [Rost, 1893, р. 30:173; ARAB I, § 774, 795] было исправлено на Бит-Сагбит Дьяконовым [1956, с. 201], Парполой и Тадмором [Parpola, 1970, р. 298, «Sagbat»; Tadmor, 1994, р. 72, 9].

19

Находясь в Ураттусе в 716 г., Саргон получил дань с окрестных владений, одно из которых названо hagabta [Levine, 1972, 1. 69, pi. XI]. Первые знаки не сохранились, но, по заключению И.М. Дьяконова, ими могли быть не начальные знаки названия топонима, а предлог šа и детерминатив KUR. Если это так, то это слово могло быть вариантом написания топонима Сагбат/Сагаби, но уже с начальным h [Медведская, 1995, с. 155, примеч. 58].

20

Перевод Лукенбилля предполагал взаимозаменяемость топонимов Сильхази и Тилашур(р)и, что неверно [ARAB II, § 811; Tadmor, 1994, Summ. 3:9'].

21

Он назван также в сводке донесений различных информаторов Синаххериба [Parpola, 1987, № 31]; но основания считать его начальником области Кумме не вполне очевидны [Иванчик, 1996, с. 23, примеч. 4].

22

При Синаххерибе провинции Кар-Шаррукин и, очевидно, Кар-Нергал стали называться по-старому [Fuchs, Parpola, 2001, р. XXVI; Starr, 1990, № 43].

23

Изучение 37 скелетов из могильника в районе оз. Ван показало, что только один человек достиг 50-летнего возраста, остальные умерли в возрасте до 35 лет: Çilingiroglu, 2002, р. 483, note 2. Правда, имеются примеры и долгого правления царей в эту эпоху.

24

Предложенная дата свержения Астиага в 554/3 г. до н. э. [Drews, 1969, р. 1–5, note 2] не принимается исследователями [Дандамаев, 1985, с. 269, примем. 3]. По схеме Р. Дрюса, Киаксар умер бы в 589/8 г., т. е. за несколько лет до солнечного затмения 28 мая 585 г., когда закончилась лидо-мидийская война, которую вел, согласно Геродоту (I. 74), именно Киаксар. Ряд замечаний к схеме Дрюса сделан А. И. Иванчиком [1996, с. 113–114].

25

Как мне любезно указал М. А. Дандамаев, такое толкование термина eber nāri в текстах времени Кира основано на ошибочном понимании термина mērestu, якобы обозначающего 'пахотную землю'. В действительности в этих документах, как и в ряде других, mērestu переводится как 'партия товаров', среди которых названы те, что доставлялись именно из Сирии и Финикии. Среди них были пурпур, вино, мед, медь, бронза и др. [CAD М, pt. II, р. 22–23]. Другое дело, что этот термин имеет также омоним «пахотная земля» [Ibid., mērestu В], но он относится к иным текстам и не связан с перечисленными товарами.

26

Утверждение Геродота (III. 97), что персидская земля была свободна от налогов, неверно [Дандамаев, Луконин, 1980, с. 188].

27

Благодарю А. В. Немировскую за сделанный по моей просьбе перевод стк. 12 и комментарий к нему.

28

Баал — бог бури, плодородия и жизни. Ашера в угаритской традиции — супруга верховного бога Эла, но позднее в Палестине — супруга Баала. Ашера — мать богов, богиня плодородия, владычица моря, иногда ее отождествляют с Афродитой Кипридой. Ашторет, другая супруга Баала, богиня войны, любви, плодородия, астральное божество, связанное с вечерней звездой, «небесная богиня», которой женщины пекли пирожки [Иер. 7:18; 44:17], отождествляется с Афродитой [Good, 1985, р. 74–75; Day, р. 483–486, 491–495; Frymer, р. 704–705, 738–739].

Вернуться к просмотру книги Вернуться к просмотру книги