Великие государственные деятели Российской империи. Судьбы эпохи - читать онлайн книгу. Автор: Елена Первушина cтр.№ 24

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Великие государственные деятели Российской империи. Судьбы эпохи | Автор книги - Елена Первушина

Cтраница 24
читать онлайн книги бесплатно

Екатерине пришлось близко познакомиться с этой семьей. Александр Шувалов был назначен гофмаршалом к ее мужу великому князю Петру Федоровичу и представлял императрицу при «малом дворе», передавал ей все просьбы великого князя и княгини, и все распоряжения государыни – им. Его жена стала одной из придворных дам Екатерины, та невзлюбила и ее и мужа, и поэтому в мемуарах она, не стесняясь, отвешивает им «комплименты» вроде таких: «Я была в карете с женою графа Александра Шувалова, с самой скучной кривлякой, какую только можно себе представить», «Я могла бы видеть графа Александра Шувалова и его жену, но это были существа такие пошлые и такие скучные, что я всегда была в восторге, когда они отсутствовали», «Надо правду сказать, Шуваловы были, вообще, люди крайне трусливые, и этим-то путем можно было ими управлять»… и так далее.

Не менее беспощадна она к жене и дочери Александра Ивановича: «Мы смеялись над ним, над его женой, дочерью, зятем чуть ли не в их присутствии; они подавали тому повод, потому что нельзя было себе представить более отвратительных и ничтожных фигур. Госпожа Шувалова получила от меня прозвище „соляного столпа“. Она была худа, мала ростом и застенчива; ее скупость проглядывала в ее одежде; юбки ее всегда были слишком узки и имели одним полотнищем меньше, чем полагалось и чем употребляли остальные дамы для своих юбок; ее дочь, графиня Головкина, была одета таким же образом; у них всегда были самые жалкие головные уборы и манжеты, в которых постоянно в чем-нибудь да проглядывало желание сберечь копейку. Хотя это были люди очень богатые и не стесненные в средствах, но они любили по природе все мелкое и узкое, истинное отражение их души».

Великие государственные деятели Российской империи. Судьбы эпохи

А.И. Шувалов


А вот что пишет об Александре Шувалове Валишевский: «Старший брат Петра Ивановича, Александр, неугомонный в своей роли организатора и начальника Тайной канцелярии, был лишь исполнителем высочайших повелений».

Каким же был этот человек на самом деле?

* * *

В юности, находясь в звании камер-юнкера при цесаревне Елизавете, Александр заведовал конюшенными и исполнял другие хозяйственные поручения. Вероятно, уже тогда будущая императрица присмотрелась к двум молодым людям, своим сверстникам, и у нее сложилось мнение о том, как можно будет их использовать в будущем.

24-го декабря 1741 года, вскоре после переворота, который привел Елизавету на трон она поспешила отблагодарить верных ей людей. Вместе с Алексеем Разумовским, Михаилом Воронцовым и Петром Ивановичем Шуваловым, Александр Иванович получил чин действительного камергера, орден Св. Александра Невского и затем назначен лейб-кампании подпоручиком и его попечению был поручен бывший конный завод Бирона. А надо сказать, что герцог был страстным лошадником, собирал лучших жеребцов и кобыл со всей России и покупал их за границей, не жалея средств.

Но вскоре для Александра находится и другое дело. Он получил довольно скромный чин подпоручика. Но где?! В лейб-компанской роте Преображенского полка, отвечавшей за личную охрану императрицы. В 1746 году братья Шуваловы возведены в графское достоинство. Позже Александр Шувалов получил чин генерал-адъютанта и генерал-аншефа (1751 г.), а также – орден Св. Андрея Первозванного (1753 г.).

С 1742 года Александр Иванович принимает участие в делах Тайной канцелярии, а с 1746 года 36-летний Шувалов возглавляет ее, сменив на этом посту графа Андрея Ивановича Ушакова. Одним из первых важных поручений, которое дала ему новая императрица – обустройство в Холмогорах Брауншвейгского семейства: Анны Леопольдовны, Антона Ульриха и двоих детей – Ивана Антоновича, коронованного русского императора Ивана VI и новорожденную принцессу. Вначале Елизавета намеревалась просто выслать их из России, но вероятно кто-то из приближенных надоумил ее, что младенец является императором, избранным на царство в полном соответствии с законом Петра I о престолонаследии, и давать такой козырь в руки владык иностранных держав будет неблагоразумно. И Александр стал тюремщиком этой семьи, само существование которой угрожало стабильности государства.

Судопроизводство при Елизавете, как и при ее отце, также как и при его предках проводилось методом сыска. Инициатором судебных процессов выступала сама Тайная канцелярия, созданная в 1718 году и стоявшая выше всех государственных учреждений кроме императорского Кабинета и Сената. Канцелярия размещалась прямо в Петропавловской крепости. Заседания ее проходили в первом Комендантском доме. Подследственные помещались в стенах крепости – в казематах или «казармах» «у Кронверских», «у Васильевских», «у Невских» и «у Петровских ворот»; в Алексеевском равелине и на гарнизонной гауптвахте, более знатные – в домах обер-коменданта и гарнизонных офицеров. Канцелярия проводила розыск путем обысков, допроса свидетелей (указ вводил смертную казнь за лжесвидетельство) и пыток. После рассмотрения доказательств, по большинству голосов судей (суд был коллегиальным) выносился приговор, который облекался в письменную форму, подписывался судьями и скреплялся аудитором. По мысли Петра это должно обезопасить судебный процесс от «ябед и волокит». Таким образом, состязательное начало было вовсе устранено из судопроизводства, подсудимый не имел защитника и мог попытаться оправдать себя лишь на допросах, давая показания следователям.

Доктор исторических наук Игорь Владимирович Курукин, автор книги «Повседневная жизнь тайной канцелярии», характеризует деятельность Шувалова так: «Александр Иванович следователем оказался старательным, но не более. Не было в нем истовости и въедливости, да и готовности взять на себя любое дело, что отличало прошедшего суровую петровскую школу Ушакова. Шувалову не нужно было выслуживаться – он принял Тайную канцелярию, уже будучи осыпанным милостями придворным и генералом. На следствиях он присутствовал реже своего предшественника – больше времени проводил во дворце „на дежурстве“, особенно после того, как был назначен состоять при наследнике престола, великом князе Петре Федоровиче и его жене – будущей Екатерине II… Доклады, выписки, экстракты, допросные речи – все эти документы Тайной канцелярии делаются при нем менее пространными и более скудными по содержанию».

* * *

Александр, как и его брат, вовсе не был бессребреником. Подарки от императрицы он с благодарностью принимал, не упускал и выгодных покупок. Указом 13 февраля ему пожалованы Истицкие и Угоцкие железные заводы в Малоярославецком и Боровском уездах и единовременно дворцовая Вышгородская волость в Верейском уезде. Куркин пишет: «он (А.И. Шувалов. – Е. П.) не забывал ей (Елизавете. – Е. П.) напомнить об отсрочке уплаты своего 70-тысячного долга казне или попросить о приписке дворцовой волости в Медынском уезде к собственным металлургическим заводам».

Требовала его забот и политика. В 1753 году под влиянием давнего врага Шуваловых, канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина императрица приняла решение о создании Конференция при Высочайшем дворе. Разумеется, всякие аналогии с Верховным тайным советом или с кабинетом министров при Анне Иоанновне в высшей степени неуместны, однако цель создания всех этих организаций по сути одна – высшее дворянство хотело участвовать в управлении страной, если не официально, но по факту ограничив самодержавную власть монарха. Формально Конференция должна давать лишь советы монарху, но в реальности могла действовать самостоятельно от имени императрицы: издавать законы, давать указания и распоряжения Сенату, Синоду, коллегиям и так далее.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию