Достойный жених. Книга 2 - читать онлайн книгу. Автор: Викрам Сет cтр.№ 79

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Достойный жених. Книга 2 | Автор книги - Викрам Сет

Cтраница 79
читать онлайн книги бесплатно

–Я согласен выполнить ваши требования, но вы должны отменить шествие,– произнес главный министр.– Готовы ли вы на такой поступок? Хватит ли вам смелости избежать дальнейшего кровопролития?

–Вопрос о членстве в студенческих союзах тоже решите в нашу пользу?– уточнил юноша.

–Да,– ответил главный министр.

Л.Н.Агарвал стоял в сторонке, крепко поджав губы, и держался из последних сил: очень непросто сохранять молчание, которое подразумевает согласие.

–Учительские зарплаты?

–Мы поднимем этот вопрос и увеличим размер заработной платы, хотя я не поручусь, что такая прибавка вас устроит. Бюджетные средства ограниченны. Но мы попытаемся.

Так они по очереди обсудили все вопросы.

–Я могу предложить,– наконец сказал молодой человек,– перемирие. Я получил ваше обещание, вы получили мое. Полагаю, мне удастся убедить остальных. Но если наши требования не будут выполнены, все отменяется.

Л.Н.Агарвал, которому было противно слушать этот разговор, подумал, что наглец едва ли отдает себе отчет, что общается на равных с главным человеком штата. И даже сам С.С.Шарма, который вообще-то любил, когда ему демонстрировали надлежащее почтение и повиновение, сейчас как будто начисто забыл обо всех условностях.

–Понимаю. Полностью согласен,– говорил он.

Л.Н Агарвал смотрел на С.С.Шарму и думал: «Ты стар и слаб. Ты согласился на безрассудный шаг ради временного мира. Однако сам факт такой уступки создал прецедент, который будет еще долго аукаться нам, твоим преемникам. А может, никакого мира не будет вовсе. Скоро узнаем».

В тот же вечер пострадавший студент скончался. Убитый горем отец выступил с обращением к студентам. На следующий день тело сожгли в кремационном гхате на берегу Ганги. Студенты тихо сидели на величественных ступенях, ведущих к воротам гхата. Шествия не было. Плотная толпа скорбящих стояла и молча смотрела на ревущий, потрескивающий вокруг тела огонь. Полиции велели держаться подальше. Насилия удалось избежать.

12.25

Доктор Кишен Чанд Сет забронировал два столика в малом бридж-зале клуба «Сабзипор». Замечая в журнале записи его имя, никто не отваживался бронировать оставшиеся столики. Библиотекарь, ежедневно просматривавший журнал (зал для игры в бридж находился рядом с библиотекой), тяжко вздохнул, увидев в нем имя прославленного радиолога: этим днем о спокойствии можно забыть, а если Сет со товарищи изволят засидеться, то и вечером тоже.

Доктор Кишен Чанд Сет устроился напротив тигровой шкуры, висевшей на стене головой вниз. Тигр украшал эту комнату испокон веков, хотя никто не знал, какое отношение шкура имеет к бриджу. На оставшихся стенах висели гравюры с изображением оксфордских колледжей – включая тот, во дворе которого на вершине колонны красовался пеликан [91]. По четырем углам квадратной комнаты стояли четыре крытых зеленым сукном стола и шестнадцать стульев с твердой спинкой. Больше из мебели здесь ничего не было,– если б не тигровая шкура на стене, обстановка клуба поражала бы аскетичностью. Единственное окно выходило на гравийный подъездной дворик и лужайку с белыми плетеными стульями, где в хорошую погоду члены клуба и их гости устраивались в тенечке пить коктейли. Далеко позади расстилалась Ганга.

Еще семь человек пришли сегодня поиграть в бридж с доктором Кишеном Чандом Сетом: его жена Парвати в необычайно безвкусном сари с узором из роз; бывший министр по налогам и сборам Махеш Капур, с которым доктор Сет породнился через внучку и, кажется (если Сету не изменяла память), состоял в добрых отношениях; генеральный адвокат господин Шастри; наваб-сахиб Байтара; профессор и госпожа О.П.Мишра; и, наконец, доктор Дуррани. В общей сложности получилось шесть мужчин и две женщины.

Идеальный послеполуденный бридж в представлении доктора Кишена Чанда Сета выглядел так: яростная, беспощадная игра в сочетании с продолжительной беседой. Увлекательная беседа, на его взгляд, представляла собой череду небольших потрясений и взрывов.

В минуты подлинного восторга он позволял себе громко хохотнуть. И именно таким хохотком он предварил свою следующую реплику:

–Две пики. Хм-хм-хм-м, министр – экс-министр, если точнее,– смотрю, с заявкой вы не торопитесь, как не торопились и с решением об отставке.

Махеш Капур сосредоточенно нахмурил лоб:

–Что? Я пас.

–И с отменой системы заминдари он тоже не спешил, верно, наваб-сахиб? Он вообще никогда не спешит,– надеюсь, ваши земли тоже приберет к рукам небыстро. Но уж вы-то могли бы играть порезвее.

Наваб-сахиб, немного растерявшись, произнес:

–Три червы.

–Ах да, я забыл,– сказал доктор Кишен Чанд Сет, поворачиваясь влево.– Вас это больше не касается. А кто же займется отчуждением земель, интересно? Агарвал? Теперь он у нас министр внутренних дел и министр по налогам и сборам в одном лице – сдюжит ли?

Господин Махеш Капур слегка расправил плечи и чуть крепче стиснул в руке карты, но промолчал. Хотелось напомнить Сету, что именно Л.Н.Агарвал распорядился реквизировать личные автомобили населения для транспортировки раненых, но он придержал язык.

–Нет, э-э, я пас,– сказал доктор Дуррани.

Доктор Кишен Чанд Сет, увидев, что три его попытки разжечь спор потерпели крах, предпринял четвертую:

–Такую должность можно доверить только человеку ответственному, а кто в кабинете способен помериться компетентностью с Агарвалом? Хм, какую же мне сделать заявку? Какую сделать заявку? Три пики. Хорошо. Должен сказать, что Агарвал молодец, отличный урок студентам преподал. В мое время студенты-медики зубрили анатомию, а не пытались попасть кадаврами в морг. Три пики. Ну, ваша заявка, Капур-сахиб?

Махеш Капур взглянул через стол на своего партнера и вспомнил о студенте, который помог ему вернуть внука. Доктору Дуррани тоже нелегко давалось молчание. Наконец он не выдержал:

–Так вы… э-э… стало быть, считаете, что полиция… э-э… не зря пустила в ход латхи?– спросил он, прищурившись. В его голосе звучало легкое неодобрение – на большее он был попросту не способен. Даже когда жена попыталась уничтожить изрядную часть его научного труда по математике, работы всей его жизни, он выказал недовольство в самой мягкой словесной форме.

–Конечно считаю! А как иначе!– восторженно вскричал доктор Кишен Чанд Сет.– «Из жалости он должен быть жесток!» [92] Это как скальпель хирурга! Мы, врачи, осознаем это еще в юности. Но вы ведь и сам доктор. Доктор наук. Пока не профессор, но, несомненно, скоро им станете. Спросите профессора Мишру, на какие жертвы приходится идти, чтобы достичь подобных высот.

Таким образом доктор Кишен Чанд Сет опутал оба стола паутиной отвлекающей болтовни. Сам он играл превосходно – возникший переполох служил ему отличным стимулом. Большинство присутствующих были хорошо с ним знакомы и старались не поддаваться на провокации, но остальных игроков, что пытались играть в бридж в той же комнате, так и подмывало бы написать жалобу в правление клуба, не будь сам доктор Сет его членом.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию