На восточном порубежье - читать онлайн книгу. Автор: Сергей Жук cтр.№ 36

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - На восточном порубежье | Автор книги - Сергей Жук

Cтраница 36
читать онлайн книги бесплатно

По такому случаю тойон забил оленя, и на столе еще парное сырое мясо. Порезанное тонкими ломтиками оно бес соли и других специй считается верхом кулинарного искусства. Здесь же печенка, глаза, губы мозг из раздробленных костей. Все это поглощается с огромным удовольствием и в больших количествах, а запивается свежей, еще парной кровью. Гость заглатывая пищу довольно рычит будто зверь. Это у чукчей высшее проявление благодарности и довольства за предложенное угощение. По всей тундре не найти лучшего лакомства, чем мясо оленя. Свежее мясо употребляется только в сыром виде, отваривается или готовится на костре лишь мясо из ледника, да и то чтобы разморозить и сделать чуть теплым, а без сукровицы считай продукт испорчен. Чтобы заготовить любимое лакомство в прок, кишки набивают кусочками мяса и жира, в таком виде удобно его хранить, и пользоваться. Без этого блюда не обходится не один чукотский обряд. Эти набитые оленьим мясом кишки, не только любимое лакомство чукчей, но и всех многочисленных духов как злых так и добрых.

Горячие, отварные мясо, кровь, есть пища для больных и старых. Для ее потребления не нужна сила и крепкие зубы, она согреет дряхлое тело, но настоящую силу охотнику дает только сырая жирная пища.

В ход пошло и моржовое мясо, особенно любима из нее толкуша. Ее приготовление требует особого труда. Так, мясо и жир моржа, или тюленя, нерпы, тщательно растираются в каменной толкуше, и туда добавляют бруснику, клюкву любую другую ягоду, можно съедобные корешки растений. Полученное пюре, и есть толкуша, любимое лакомство как детей так и взрослых. В качестве растительной пищи подается содержимое оленьих желудков, что при забое помещается в специальные ямы, где дображивает и храниться в течении зимы.

Угощались и морскими деликатесами, как мясо моллюсков. Ломая раковины, с удовольствием поглощали их нежное мясо. Из вареных блюд была лишь морская капуста что тоже перемешивалась с моржовым салом.

Во время принятия пищи не до разговоров. Тут надо и каменным молотком поработать, что бы раздробить кости и добыть мозг, и ножом вырезая самые нежные кусочки мяса. Слышны только довольное рычание да отрыжки. Но, к сожалению и столь приятному времяпровождению приходит конец.

Все возможности ненасытного чукотского желудка исчерпаны, и побратимы развалились на шкурах внутреннего помещения яранги, так называемого внутреннего полога. Это небольшое помещение располагается внутри шатра яранги против входа, и обычно представляет четырехугольное в два, три локтя высотой сооружение из добрых оленьих шкур. Здесь в жировике постоянно горит огонь, и именно оно является убежищем чукчей от морозов.

Наслаждаясь сытостью, Холодный Ветер рассматривал необычное устройство полога. Яранга тойона по праву была главным жилищем поселка. Просторный шатер яранги выделялся и размерами и качеством шкур. По верх теплых оленьих шкур, она была крыта и моржовыми, что придавали надежность сооружению и великолепную защиту от морских ветров, дождей, снежных бурь. В нем было довольно места, что бы укрыть собак, и соорудить ямы-ледники набитые запасами пищи. Здесь же хранились и все богатства чукчи, что скопились от промысла на случай голодного года. Но более всего удивительным был сам полог.

— Хорошая у тебя яранга, — скупо похвалил гость. — Такой я еще не видел.

— Так строят Алеутские эскимосы.

И действительно внутренний полог был необычен. Он представлял собой вырытое в земле углубление, укрепленное костями китовых челюстей и ребер. Конструкция челюстей кита как нельзя лучше подходит под сооружения входных отверстий. Своего рода отличный дверной проем. Далее в ход пошел сухой мох и дерн, затем шкуры. Сверху помещение перекрыта костями, и моржовыми шкурами.

Но подобные землянки гость уже видел у сидячих чукчей. Удивительным было окошко, сделанное на потолке в той крайней части, что выходило за пределы шатра. Оно было затянуто прозрачным пузырем, а сверху закрывалась большим куском льда.

— Хорошая яранга! — опять похвалил гость. — Лежишь в спальном пологе и видишь день или ночь за стенами яранги, пурга или ясная погода. А что ты делал на островах алеутов?

— Я с сыновьями нынче ходил к ним на байдаре. Их женщины здоровы, выносливы и много родят детей.

— Алеутские женщины хороши, — согласился гость. — Нам оленным чукчам достаются Корякские и Юкагирские женщины. Они плохие. Любят жить среди гор поросших лесом. Наш мороз и ветер губит их.

— У коряков зато много оленей, и они трусливы. Чукча смелый воин и всегда возьмет столько олений сколько ему надо, — высказал свое мнение тойон.

— Бородатые чужаки, что мечут огненные стрелы, не пускают нас в земли коряков.

— Их мало. Мы уничтожили много бородатых врагов. А те кто остались, теперь прячутся за высокими стенами своих жилишь.

— Это уже ни так. К ним пришли новые воины. Они хитры и осторожны. Я с сыновьями следовал за ними много дней. Но мне так и не удалось взять добычи.

Долго молчали думая каждый о своем.

— Пока мы не постигнем тайну огненного лука, нам не победить чужаков. Много еще погибнет хороших воинов. Из последнего похода я привез оружие белых людей, но метать огненные стрелы так и не научился. Я дам тебя двух женщин алеуток, а ты привезешь мне белого воина. Я заставлю его открыть тайну огненного лука.

Было уже поздно. После обильной пищи хотелось женского тепла и мужских услад. По обычаю чукчей мужчины обменялись на эту ночь своими женами. Холодный Ветер остался здесь, а Кивающий Головой погнал оленью упряжку к яранге побратима.

Суров край каменной тундры и холодных морей. Он кажется непоколебимым великаном. Эти нагромождения камней, снегов, льда окруженные морем по своей колоссальности и незыблемости можно сравнить с холодным звездным небом. Но это совсем ни так. Все наоборот. Он настолько раним, что любое казалось незначительное изменение приводит к непоправимым последствием. Изменись допустим температура воды на один градус скажем из-за извержения вулкана и все, наступят весьма большие перемены. Уйдут животные, поменяются ветра, льдины изменят свой годовой цикл движения, да мало ли что может произойти. И чукча сразу из сытого и довольного превратится в голодного и холодного. Придут болезни, женщины перестанут рожать, и народ может попросту исчезнуть. Что случалось уже ни раз.

Но сейчас у луораветланов хорошие времена. Вот уже сотни лет множится их племя. Они возросли числом, расселились по огромной территории, стали настоящими хозяевами тундры и грозой всех соседних племен. Но наступали другие времена, в их земли пришли русские, народ, который решил что это их земля, а все инородцы должны подчиниться и платить ясак белому царю, как сильнейшему, в обмен на его защиту. Уже все народы Сибири были покорены и вошли в состав Российской империи. Империи доказавшей свою мощь всем странам Европы и Азии. Вот только чукчи так не считали. Они считали только себя настоящими людьми, сильнейшими, и хозяевами этой каменной тундры. Они даже не могли взять в толк, почему должны отдавать часть своей добычи просто так, и от кого русские собираются их защищать?

Вернуться к просмотру книги