Романовы. История великой династии - читать онлайн книгу. Автор: Евгений Пчелов cтр.№ 68

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Романовы. История великой династии | Автор книги - Евгений Пчелов

Cтраница 68
читать онлайн книги бесплатно

Георгий Максимилианович (17/29.02.1852 г., СПб. – 20.04./03.05.1912 г., Париж, похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора) – генерал-майор (1900 г.), генерал-лейтенант (1910 г.), генерал-адъютант (1910 г.), служил в гвардейской пехоте. Первым браком он был женат на принцессе Терезии Ольденбургской (1852–1883), правнучке Павла I. Вторым на принцессе Анастасии Николаевне Черногорской (Петрович-Негош, 1867–1935), которая потом с ним развелась и вышла замуж за Великого князя Николая Николаевича младшего. От двух браков у Георгия Максимилиановича было двое сыновей и дочь.

Герцог Г.М. Лейхтенбергский. Фото второй пол. XIX в.

Александр Георгиевич (1881–1942) – полковник, служил в Донском казачьем полку, эмигрировал во Францию. Елена Георгиевна (1892–1971) вышла замуж за графа Стефана Тышкевича (1894–1976). А Сергей Георгиевич (1890–1974), единственный из всей императорской династии, совсем недолго сражался в рядах Белого движения. В 1911 году он окончил Морской корпус, участвовал в Первой мировой войне, состоя при Главнокомандующем Черноморским флотом. Среди его боевых заслуг – десант по захвату турецкого порта Трапезунд на Чёрном море (1916 г.). Потом служил на Балтийском флоте, имел чин капитана 2-го ранга. В 1919 году вступил в ряды Вооружённых сил Юга России (так официально называлась армия А.И. Деникина), в частности, находился в отряде кораблей, освободивших от красных*censored*сон и Николаев. Во время знаменитой обороны крымских перешейков зимой 1920 года, как офицер связи от флота, был прикомандирован к штабу корпуса, которым командовал генерал Я.А. Слащов. Но 1 июля 1920 года генерал барон П.Н. Врангель отправил Сергея Георгиевича к его отчиму Великому князю Николаю Николаевичу младшему в Италию. Оказывается, на князя пало подозрение в организации монархического заговора. Правда, в преддверии сдачи Крыма об этом, наверно, смешно было говорить. В эмиграции Сергей Георгиевич поселился в Италии, возглавлял Русское собрание и Гоголевскую библиотеку в Риме, а после Второй мировой войны помогал многим русским военнопленным и другим русским, попавшим за границу, избежать «репатриации» в СССР.

Но, конечно, самая экстравагантная биография среди всех Лейхтенбергских, бесспорно, у графини Дарьи Евгеньевны Богарне. Она родилась в 1870 году во дворце своей бабушки – Мариинском, на Исаакиевской площади в Петербурге. Казалось, ей была уготована судьба светской дамы того времени: блестящая партия, богатая жизнь, балы и развлечения, может быть, необременительная благотворительная деятельность. И действительно, в 1893 году Дарья, или, как её называли в свете, Долли, вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея (1862–1927), богатого наследника прославленной фамилии. Но, видимо, спокойная светская жизнь Долли не устраивала. Во всяком случае, в 1905 году она уехала в Париж, где училась в Сорбоннском университете. По её туманным намекам, уехала она туда будто бы вынужденно – из-за каких-то неприятных высказываний о царской семье. С мужем они разошлись, а в 1912 году Дарья Евгеньевна встретила своего будущего супруга. Им стал морской офицер, служивший тогда командиром линейного корабля «Полтава», барон Вольдемар (Владимир Евгеньевич) фон Гревениц (1872–1916). По рассказам самой Долли, он якобы увидел её в бинокль, когда плыл по Балтийскому морю, а навстречу шёл корабль, на палубе которого стояла она. Решительный капитан тут же принял Дарью на борт, и вскоре они обвенчались. Николай II намеревался примерно наказать капитана за такой поступок, но узнав, кто пленил сердце моряка, лишь рассмеялся: «Он и так довольно наказан!» Видимо, при дворе уже привыкли к выходкам графини.

Во время Первой мировой войны Долли окончила курсы сестёр милосердия и на свои средства в январе 1917 года организовала санитарный отряд, с которым отправилась на австрийский фронт. Февральскую революцию, опять-таки исключительно по её собственным заверениям, она встретила восторженно, приказав поднять над лазаретом красный флаг. Но русская армия уже разваливалась, государство рушилось, и в октябре 1917 года графиня Богарне уехала в Германию, где приняла баварское подданство.

Княгиня Д.Е. Кочубей. Портрет работы Ф. Фламенга, 1896 г.

Затем произошли события, которые трудно объяснить. Через год, в октябре 18-го, в самый разгар Гражданской войны, голода, разрухи, разгула бандитизма, красного террора, Дарья Евгеньевна вернулась в Советскую Россию. Всё, что случилось с ней потом, известно большей частью со слухов и её собственных признаний. Именно поэтому в дальнейшем рассказе будет часто встречаться слово «якобы».

Официальной причиной своего возвращения она потом называла командировку по линии Австрийского Красного Креста. В России Долли оказалась в очень сложных условиях и чуть не умерла с голоду. Но однажды, якобы чуть ли не на улице, её, замерзавшую, подобрал и привёз к себе домой некий гражданин, которого звали Виктор Александрович Маркизетти (или Маркезетти, 1874–1938). Австрийский подданный, родившийся в Вене, он закончил реформатское училище в Петербурге, а затем Высшее техническое училище в Вене. В чине майора во время Первой мировой войны служил в австрийской армии, в войсках связи, а в 1918 году приехал в Москву, чтобы принять участие в подготовке советско-германских переговоров по заключению Брестского мира. Этот мир, как известно, позволил большевикам выпутаться из войны ценой колоссальных уступок немцам. Потом Маркизетти оказался в Петрограде, где работал в Комиссии по улучшению быта австро-венгерских военнопленных. В это время он и встретил Дарью Богарне. Они поженились.

Как австрийский подданный, Маркизетти мог спокойно выехать за рубеж, но он этого не сделал и остался в РСФСР. Вероятно, в целях некоторой конспирации Дарья Евгеньевна Богарне сменила имя и фамилию на еврейский манер и превратилась в Дору Евгеньевну Лейхтенберг. Вместе с мужем она работала в библиотеке издательства «Всемирная литература», организованного среди всеобщей разрухи М. Горьким для издания в Советской России произведений классической литературы. А в 1924 году, когда издательство прекратило своё существование, его библиотека влилась в качестве иностранного отдела в состав Государственной Публичной библиотеки (ныне – Российская национальная библиотека в Петербурге). Прекрасное знание иностранных языков позволило и Маркизетти, и его жене продолжить работу теперь уже в одном из старейших книгохранилищ Москвы. В 1927 году Д.Е. Лейхтенберг приняла гражданство СССР.

Её жизнь в Советском Союзе была весьма своеобразной. Так, в самые тяжелые годы она выезжала в Финляндию, где жила в доме генерала Маннергейма. Хвасталась своими знакомствами с видными деятелями большевистской партии, в частности с Лениным и Троцким, с которыми встречалась ещё якобы за границей до революции. Не без оснований многие сотрудники библиотеки полагали, что Дарья Евгеньевна на самом деле служит в ОГПУ, и боялись вести при ней откровенные разговоры. В то же время о ней ходило множество всяких забавных анекдотов. Одна из сотрудниц вспоминала, что ещё в издательстве «Всемирная литература» она как-то увидела величественную, статную даму в безукоризненном тёмном платье, которая с непередаваемой грацией разливала половником по тарелкам какую-то баланду для полуголодных сотрудников издательства. Странное впечатление производила она и в период работы в Публичке: «Дама шествовала, останавливаясь перед столами, протягивала благосклонно руку как бы для поцелуя (которую никто не целовал)… в её речах на всех пяти языках вперемежку сверкали как самоцветы в драгоценной оправе имена и бабушки Марии Николаевны, и дедушки Максимилиана Лейхтенбергского, и дяди Великого князя имярек, и даже (самое плохое!) дяди Макса Баденского! (последнего рейхсканцлера Германской империи. – Е.П.)».

Вернуться к просмотру книги