Нефертити. Повелительница Двух Земель - читать онлайн книгу. Автор: Эвелин Уэллс cтр.№ 76

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Нефертити. Повелительница Двух Земель | Автор книги - Эвелин Уэллс

Cтраница 76
читать онлайн книги бесплатно

Присутствие Ая до последнего момента захоронения подтверждается рисунком на стене, на котором он руководит последними обрядами на погребении Тутанхамона. Это был беспрецедентный случай: никогда до тех пор правящий царь не участвовал в погребальных обрядах по случаю похорон молодого царя. Традиционно их исполнял сын для своего отца. Но мальчик, которого Ай учил и готовил к управлению страной, умер, не оставив ни сына, ни брата, которые могли бы совершить заключительную церемонию открывания рта.

Эта продолжительная церемония включала около сотни отдельных обрядов. По виду мумии мы можем заключить, что и эта церемония происходила в спешке.

Рисунок показывает царя Тутанхамона в виде мумифицированного бога Осириса, с головы до ног закутанного в белые одежды, с царским посохом и цепом в руках. На нем – множество драгоценных камней, искусственная золотая борода и высокая белая корона Верхнего Египта, которому покровительствовали все фиванские династии.

Царь Ай представлял разительный контраст облаченной в белые одежды фигуре усопшего. Он выглядел удивительно сильным для своих лет, в белом килте и сандалиях, которые жрецы всегда надевали при исполнении своих религиозных обязанностей, в изящно наброшенном на плечи плаще из леопардовой шкуры с волочащимися лапами, головой и хвостом. На голове у него была высокая черная шапка с царской эмблемой. Он вложил в руки умершего царя каменную вилку, которая должна была оживить мумифицированное тело, вдохнуть в него жизненную силу и дать возможность снова начать есть и пить.

Мертвые тела умащивали маслами, обкуривали благовониями и читали над ними молитвы. Старый царь выполнил последние необходимые погребальные обряды. Будучи жрецом, Ай вошел в транс, он ушел освобождать душу умершего царя. Когда он вышел из транса, душа вернулась к Тутанхамону. Больше Ай ничего не мог для него сделать.

Двери захоронения последнего потомка восемнадцатой династии, последнего царя золотого века Египта были окончательно запечатаны. Усталый царь, слишком старый для того, чтобы проливать слезы, руководил закрытием гробницы.

В мерцающем свете факелов стоящий перед могилой Ай поплотнее закутался в плащ, спасаясь от холодного ветра пустыни. Усталые глаза наблюдали, как запечатывают дверь, как ступени засыпаются тяжелыми камнями и песком. В эту ночь им сопутствовала удача, никто не следил за ними с окрестных холмов, ни один из участвовавших в похоронах не осмелился предать царя Ая, про которого говорили, что он умеет читать мысли, предсказывать будущее, и которого считали колдуном. Внутренне царь Ай мог рыдать, но лицо его оставалось бесстрастным, когда он вывел молодую вдову, свою внучку, и вся процессия по ночной пустыне двинулась назад, к Фивам. За ними следовали рабы с пальмовыми листьями, заметавшие отпечатки их следов. Наутро никто не мог бы различить следов погребальной процессии, никому бы и в голову не пришло, что в подземном дворце под холмом лежит тело коронованного мальчика-царя.

Захоронение, в котором лежал Тутанхамон, было спасено благодаря предосторожностям, предпринятым Аем. А Ай все делал на совесть. За всю его долгую жизнь у него почти не было неудач. Но он так никогда и не узнал о значительности своего ночного успеха, он просто тяжело ступал по песку, готовясь принять на себя утомительную обязанность – правление разоренной империей.

Хотя могила Тутанхамона была первой и единственной из царских могил, спасенных от грабителей, в нее все-таки входили вскоре после похорон, но либо грабители испугались, либо были убиты прежде, чем они проникли в наполненные сокровищами помещения.

Никаких специальных проклятий на могилу Тутанхамона Ай не накладывал. Несмотря на то что в газетах много писалось о «проклятии фараонов», обещавшем «смерть тому, кто дотронется до могилы царя», и на огласку, которую получили случаи смерти членов первой группы, посетившей захоронение, и их родственников (включая два случая самоубийства), там были лишь те амулеты, которые обычно помещались в могилах и являлись официальным предупреждением любому, кто отваживался побеспокоить мертвых. Шея и грудь мальчика-царя были покрыты ожерельями-амулетами с чарами бога мертвых Анубиса, а на его короне и гробе были маски-амулеты с эмблемой Египта – изображением богини Нехбет с головой грифа и змеиной головы богини Вазит. Во внутреннем гробе, завернутые в льняные бинты, было еще не менее ста защищающих амулетов и эмблем. Священные эмблемы и образы многочисленных богов заполняли всю могилу. А над всеми ними возвышался Атон.

Позже даже самые закаленные ученые рассказывали о священном трепете, почти страхе, который сопровождал исследование этого открытия. Один осторожный археолог писал: «Количество странных смертей среди тех, кто принимал участие во вскрытии могилы Тутанхамона, мягко говоря, превышало размеры математической вероятности».


Сокровища Тутанхамона являются свидетельством преданности Ая. Его девизом вполне могли быть слова: «Прежде всего – Египет!» Если он и соглашался на определенные выгоды для себя и тех, чьей карьерой он руководил, то лишь потому, что это способствовало укреплению трона.

Теперь, по прошествии тысячелетий охватывая взглядом этот период истории, мы ясно видим, кому на самом деле был предан Ай. Он был предан правителям, которым служил. Он формировал характер своих царственных пешек, руководил ими, запугивал, но одновременно и защищал их троны, их жизни и репутации и, когда мог, их бессмертные имена. Чтобы служить им, он на словах служил Амону и, как положено великим политикам, договаривался с врагами. Но он охранял тех, кого любил, и, когда они умирали, хоронил их под эмблемой солнца. Этот старый человек пережил четырех блестящих царей – Аменхотепа, Эхнатона, Сменхкару и Тутанхамона, он бросал вызов своим и их врагам, чтобы обеспечить им вечную жизнь под знаком Атона. В качестве главного визиря Тутанхамона в Фивах, охваченных ненавистью к единому богу, он похоронил мальчика-царя из Амарны под знаком Эхнатона.

Перед величественным лицом смерти Ай открыл свои истинные привязанности. У царей и цариц, которым служил Ай, не было причин сожалеть о доверии честолюбивому писцу, который сделал себя великим визирем, а теперь стал царем.

После смерти Тутанхамона начался период исторической путаницы. Все записи пропали среди разрушений, в скором времени учиненных врагами Эхнатона, желающими стереть память об этом царе. Единственная полная картина из жизни царей восемнадцатой династии была спрятана в могиле Тутанхамона.

Все найденное в этом захоронении дышало памятью о Нефертити, Эхнатоне и Ае и о культурных традициях созданного ими города Амарны. Вместе с предметами искусства, убранством, настенной живописью и надписями он увековечил не только умершего мальчика, но и всех тех, кто разделял с ним его короткую жизнь. Через века после превращения в пыль самого великолепного из городов мира могила донесла до нас саму суть Амарны.

Найденные в захоронении статуи отражают последнюю стадию развития амарнского искусства. Считается, что такие погребальные принадлежности, как прославленная золотая маска, великолепный трон, гробы, да и все остальное оснащение могилы было изготовлено на амарнской улице Скульпторов, где Нефертити позировала для портрета, сделавшего ее лицо самым известным лицом в истории.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению