Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 42

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 42
читать онлайн книги бесплатно

Неслучайно также, что в ходе ответного похода ассирийцев, разгромивших урартов, о чем сообщено в надписи на фигурах львов из Тил-Барсиба, упомянут именно Намар [АВИИУ, № 38], называемый урартами Бабилу.

Таким образом, можно утверждать, что и урарты и ассирийцы имели дело с одной страной — Парсуа/Баршуа, локализуемой в Загросе к северу от Хорасанского пути. В период ослабления Ассирии урарты смогли проникать далеко на юг до верховьев Диялы и района Хорасанского пути.

Как было отмечено, лишь завоевав Внутреннюю Замуа, хотя и не окончательно, Салманасар III смог проникнуть в Манну в 843 г. Начиная с этого года, Манна упоминается почти во всех походах на восток каждого из ассирийских царей. Для определения западных границ Маннейского царства наиболее четкие данные предоставляют маршруты двух походов ассирийцев в 843 и 714 гг. до н. э. в страны Древнего Ирана (схема 3).


Схема 3. Восточные походы Салманасара III и Саргона II (843 и 714 гг. до н. э.)


Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

Внутренняя Замуа, которая находилась в верховьях Нижнего Заба, куда ассирийцы попадали через Куллар, после правления Салманасара III перестает упоминаться. Шамши-Адад V (табл. 1) и Саргон II знают лишь гору или перевал Куллар и страну или область Сунбу/Сумбу. Из нее Саргон попадает в маннейскую область Сурикаш. А Шамши-Адад V в третьем походе называет Сунбу наряду с Манной, Парсуа и Таурла, с которых он получил дань, но дань была им получена и от Шарцина, владение которого не названо, но им определенно была Ида во Внутренней Замуа (см. гл. III.2). В предшествующем походе он также разгромил как Шарцина, так и, при возвращении, страну Сунбу [RIMA 3, 184, А.О.103.1 ii:20–40]. Очевидно, что Сунбу следует рассматривать как отдельное от Внутренней Замуа владение — в тексте нет и намека на вероятное включение Сунбу в территорию Внутренней Замуа или Замуа. Однако Левин называет Шарцина владетелем Сунбу и включает его в территорию Замуа (см.: гл. III.2; [Levine, 1974, р. 19, 114; Zadok, 2002, р. 134]). По-видимому, Сунбу находилась восточнее Внутренней Замуа, где-то севернее г. Бане (карта-схема 2).

Маннейское царство состояло из нескольких областей: помимо самой Манны к нему причисляются Уишдиш, Сурикаш, Мисси, Кумурду, Зикирту и Андия [Levine, 1974, р. 113, note 109]. К ним следует добавить Суби, «которую люди Урарту называют Страной Маннеев» [АВИИУ, № 49:167 и след.]. Маннейские правители смогли в какой-то момент объединить эти области, но некоторые из них позднее были захвачены урартами. Зикирту и Андия были наиболее независимыми в этом объединении; ведя самостоятельную политику, они в союзе с Урарту пытались выступать против Манны [Арутюнян, 1985, с. 80–81].

Зикирту и ее население отождествляются с Сагартией/Асагартией и сагартиями, которые известны с VI в. до н. э. по ахеменидским надписям. Сагартия примерно совпадала с территорией будущей Атропатены, находившейся между Юго-Западным Прикаспием и территорией к югу от Урмии. Стефан Византийский помещал Сагартию у Каспийского моря [Грантовский, 1970, с. 170–171, 272–273]. Зикирту локализуется к юго-востоку от оз. Урмия, Андия где-то восточнее ее, Уишдиш — между озером и Зикирту (см. гл. II. 1).

Область Сурикаш упоминается только один раз Саргоном в 714 г. с уточнением, что она граничит с Караллой и Аллабрией [Thureau-Dangin, 1912,1. 31]. Дьяконов считал, что Сурикаш была одной из областей, захваченных Русой I или уступленных ему маннейским царем Уллусуной, и ее Саргон не отвоевал у урартов в 716 г. Тогда он смог вернуть Манне часть ее владений, захваченных урартами [ARAB П, § 56; Дьяконов, 1956, с. 213]. Это предположение подтверждается дополнением Саргона, сделанным им в конце письма/реляции 714 г., которое, как кажется, не учитывалось при локализации и характеристике Сурикаша. Если в начале письма сказано, что из Сумбу после долгого прохождения через многочисленные реки и горы Саргон попадает в Сурикаш, область страны Маннеев, то в конце его отмечено, что из области Сумбу между трудными горами Никиппой и Упой, названными наряду с другими и в начале письма, Саргон вступил сразу в Урарту. После сказанного в обратном порядке следует перечень пройденных Саргоном стран: снова названо Урарту, затем Зикирту, страна Маннеев, Наири [Thureau-Dangin, 1912, 11. 418–419]. Следовательно, Сурикаш в 714 г. входил в приурмийские владения урартов, но этот захват осуществился недавно, так как, с точки зрения «справедливости», это владение Саргон считал еще маннейским. Сурикаш находился на некотором расстоянии от Сумбу, будучи отделен от него многими горами и реками. Сама страна Сумбу находилась восточнее Магистрального хребта Загроса. Левин же помещает Сурикаш в районе Бане недалеко от этого хребта [Levine, 1974, р. 114], исходя из того, что Куллар находился на западе Замуа. Выше было предложено помещать Куллар на востоке Замуа перед выходом во Внутреннюю Замуа (см. гл. III.2). В верховьях Нижнего Заба за перевалом Куллар в IХ в. до н. э. находилась Внутренняя Замуа и ближе к Урмии — ее часть страна Ида. Но позднее, при урартах, юго-западное побережье занимала уже страна Бари/Улху, а южное побережье — область Суби (не путать с Сунбу/Сумбу). Поэтому, скорее всего, Сурикаш следует помещать к югу от Ушкайи/Суби (см. карты 1, 2), южнее современного города Мехабад и западнее долины реки Татарчай/Татау.

Маршруты Салманасара III, Шамши-Адада V и Саргона II в этом районе различались. Первые два царя шли через Куллар к озеру Урмия, направляясь по территории Внутренней Замуа в верховье Нижнего Заба. Отсюда Салманасар шел в Манну, очевидно, по дороге Кане — Мехабад — Миандоаб. Саргон же через Куллар и Сумбу пошел в Сурикаш по горам, минуя дороги, ведшие, например, в сторону Саккыза. По-видимому, его путь пролегал по горам между долинами Нижнего Заба и Татарчая. Вероятно, поэтому первые два царя не знали страну Каралла; уходя на север, они обходили ее.

Страны Каралла и Аллабрия, находясь южнее Сурикаша, разделяли Манну и Парсуа. Из них Аллабрия находилась ближе к Манне. Каралла, упоминаемая только Саргоном, находилась ближе к Луллуму/Замуа, в состав которой она и была включена в 716 г. Поэтому ее нет в списке данников 714 г. До 717–716 г. урарты были очень активны в этом районе, захватывая соседние с приурмийскими территории. Так были захвачены Сурикаш и Суби. Так и Каралла с Аллабрией, восстав против Саргона, вынуждены были стать вассалами Урарту [ARAB II, § 10, 202]. Все это свидетельствует о территориальной близости всех этих стран на тот момент и подтверждает, что Сурикаш уже был урартским владением, и поэтому через его территорию можно было присоединить к Урарту эти две страны.

Таким образом, Каралла находилась по соседству с Сумбу, возможно, окружая ее с юга (что обеспечивало близость с Замуа) и востока, что сближало ее с Сурикашем. Насколько далеко на юг простиралась ее территория, уточнить трудно. Но определенно Караллу нельзя помещать в районе к юго-западу от Сенендеджа. Здесь, в 50 км от последнего, в местечке Танги-Вар (в 75 км южнее озера Зерибор) были обнаружены скальный рельеф и надпись, повествующая о многочисленных победах Саргона. В конце надписи рассказано о яростном сопротивлении жителей Караллы Саргону в 706 г. до н. э. [Frame, 1999, р. 41, 11. 37–44, р. 48 ff.]. Г. Фрейм помещает здесь Караллу, ориентируясь на предложенную Левином локализацию ее в районе озера Зерибор, что, в свою очередь, согласовано с его же локализацией Замуа в районе Сулеймании [Ibid., р. 49]. Но даже если не учитывать предложенную выше локализацию Замуа, более отдаленную от Сулеймании, помещать Караллу к югу от Сенендеджа невозможно без учета близости последней к Урарту и Манне. Их южные пределы ни при каких условиях не могли находиться так далеко на юге. Нет никаких оснований даже в период максимальной активности урартов в начале VIII в. до н. э., когда им удавалось совершать походы в Намар и Парсуа, предполагать закрепление за ними территорий поблизости от этих двух стран. Они утвердились только в приурмийской зоне.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию