Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 38

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 38
читать онлайн книги бесплатно

В 713 г. ассирийцы, пройдя ряд стран, включая Бустус, как и в 716 г. прошли через страны Агази, Амбанда, Данану, прежде им неизвестные. Затем сказано, что ассирийцы прошли также области «могучих» мидийцев, которые «сбросили ярмо бога Ашшура», то есть восстали против ассирийского владычества, что случилось в 715 г. [ARAB П, § 12, 23]. Речь идет о мидийцах, завоеванных в 716 г. Таким образом, можно считать, что в 713 г. ассирийцы после стран Агази, Амбанда, Данану вернулись в страны на Хамаданской равнине, в которых они были в 716 г., и затем через Хархар вернулись в Ассирию по горному участку Хорасанского пути (табл. 2).

Как далеко проникли ассирийцы вглубь Хамаданской равнины, уйдя из Бустуса? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть используемые ассирийцами определения мидийцев как «могучих» и «далеких», а также ряд связанных с ними территорий.

В эпоху Тиглатпаласара III ассирийцы использовали определение «могучие мидийцы», а название горы Бикни служило обозначением восточного предела их завоеваний [Tadmor, 1994, Summ. 7:3; Summ. 11:3; 12:3]. Причем они не связывали «могучих мидийцев» (или «могучих мидийцев востока») с районами возле Бикни; и те и другие в текстах упоминаются раздельно [Ibid., Summ. 1:18; 3:12'–13'], и в сообщении о получении дани от местных владетелей «вплоть до горы Бикни» дополнительное определение мидийцев отсутствует [Ibid., Summ., 3:12'; 7:38].

Соляная пустыня, которая позднее связывалась с горой Бикни и страной Патуш'ара (= Патишхвар в Мазандеране) и уже с мидийцами, называемыми «далекими» (см. ниже), в эпоху Тиглатпаласара III относилась к другой территории. Эта Соляная пустыня находилась на территории стран Шикраки и Ушкаккан. Именно их владетели назывались «могучими мидийцами» [Ibid., Summ. 3:9'; 7:32]. X. Тадмор считал, что в данном случае словосочетание «соляная пустыня» используется в качестве специального термина для обозначения географических особенностей Ирана, где много засоленных земель, соленых озер и т. п., и отклонял отождествление ее с пустыней Деште-Кевир [Ibid., р. 165, note 32]. Поэтому упоминание «соляной пустыни» вместе с владениями «могучих мидийцев» не дает основания локализовать их в районе Бикни.


Таблица 2. Походы Саргона II в Мидию (716,714,713 гг. до н. э.)


Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

«Могучим мидийцам» приписывается владение городами Закрути и Бит-Иштар [Ibid., Summ. 1:18; 7:35–36]; помимо них представлен длинный список провинций [Ibid., Summ. 7:30–32]. Поскольку определение «могучие» не всегда использовалось даже с названными мидийскими владениями (как, например, в списке мидийских данников, хотя в нем названы и Бит-Иштар, и Закрути, см.: [Ibid., St. II В:30'–43']), то в ряде случаев неясно, имелись ли в виду «могучие мидийцы» в других списках завоеваний Тиглатпаласара III.

В ходе завоеваний Тиглатпаласара III земли возле горы Бикни не были включены в состав ассирийских провинций, с их владетелей (мидийцев без дополнительного определения) была собрана лишь дань [Ibid., Summ. 1:19–20; 3:11–12'], тогда как часть западных владений «могучих мидийцев» вошла, во всяком случае по заявлению Тиглатпаласара III, в состав вновь образованных ассирийских провинций [Ibid. Summ. 1:18–19; 3:6'— 11'; 7:35–36].

В эпоху Саргона II происходят некоторые изменения в определении ассирийцами мидийцев и их владений. Район горы Бикни, по-прежнему определяющей пределы завоеваний ассирийцев на востоке [ARAB II, § 79], начинает связываться с «далекими индийцами»; такое определение прежде не использовалось (вариант — «далекие мидийцы восхода солнца», т. е. востока, см.: [ARAB II, § 54, 82, 96–99, 102]). Названия их владений не обозначены.

«Могучие мидийцы» продолжают упоминаться, но без указания их владений, хотя названия их, по-видимому, можно установить, сопоставляя маршруты походов 716 и 714 гг. [ARAB II, § 15, 24, 146, 150]. В итогах завоеваний за 716 г. [ARAB II, § 11] сообщено о получении дани от 28 начальников поселений «могучих мидийцев», а на стеле Саргона [Levine, 1972, 1. 46–49] перечислены как раз 28 владетелей между Хархаром и Ураттусом, вошедшим в Хархар. В описании маршрута 713 г. «могучие мидийцы» названы в не очень ясном контексте, но он, как кажется, позволяет отличать «область могучих мидийцев», сбросивших «ярмо бога Ашшура» (см. выше), от стран Агази, Амбанда, Данану, которые названы «далекими провинциями у пределов Ариби востока» [ARAB II, § 23; Дьяконов, 1956, с. 219–220]. В другом тексте сказано: «…страны Агази, Амбанда, Мидия на восточной границе Ариби» [ARAB II, § 58]. Если здесь не ошибка — Мидия вместо Данану, то в любом случае «далекие» провинции Агази — Данану не имеют отношения к «могучим мидийцам». Эти страны должны локализоваться возле «Ариби востока», но неясно, насколько далеко от «могучих мидийцев».

После Саргона «могучие мидийцы» не упоминаются. Синаххериб называет только «далеких мидийцев» [ARAB П, § 238, 282, 308,432].

Асархаддон предельно уточняет локализацию страны «далеких мидийцев». Она располагается на краю горы Бикни (Лазуритовой горы), и в нее входит район Патуш'арра, который, в свою очередь, находится на границе Соляной пустыни (совр. Деште-Кевир) [ARAB II, § 519, 540, 566]. Среди этих «далеких мидийцев» названы владения трех персон, попросивших защиты у ассирийского царя от своих соседей. По его приказу правители соседних с ними ассирийских провинций оказали помощь Уппису из города Партакка, Занасане из Партукка и Раматее из Ураказабарны. Это уточнение свидетельствует о том, что ассирийские провинции (очевидно, что только Хархар и Кишесу, которые при Саргоне поглотили часть владений «могучих мидийцев») при Асархаддоне граничили с «далекими мидийцами» или находились сравнительно недалеко от них. После Асархаддона дополнительные определения мидийцев больше не встречаются.

Следует обратить внимание на то, что и «могучие» и «далекие» мидийцы находились неподалеку от Соляной страны (Биттабти). Уточнения Асархаддона позволяют считать, что обе группы мидийцев жили у разных границ пустыни Деште-Кевир: «могучие мидийцы» времени Тиглатпаласара III — в районах у западных пределов пустыни, а «далекие мидийцы» — у ее северных границ, как их определил сам Асархаддон. В таком случае, «далекие» провинции Агази — Амбанда — Данану находились недалеко от мест обитания одной из групп «могучих мидийцев».

В 716 г. в провинцию Кишесим, переименованную в Кар-Нергап, вошли соседние территории, в том числе Бит-Сагбат, Бит-Хирмани, Бит-Умарги, города Хархубарбан, Киламбати, Армангу [ARAB II, § 10]. В провинцию Хархар, переименованную в Кар-Шаррукин, помимо Бит-Раматуа, Ураттуса и Аранзешу, вошли страны Урикату, Сигрис, Сапарда и Уриакку; эти территории в целом находились с южной стороны Хархара в Загросе (см.: гл. III.З;, [ARAB II, § 11]). Именно в провинцию Кар-Нергап был включен ряд владений «могучих мидийцев», которые находились в западной части Хамаданской равнины и центром которых был Сагбат/Экбатаны.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию