Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 36

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 36
читать онлайн книги бесплатно

В связи с временным поражением Эллипи при Саргоне хотелось бы обратить внимание на один топоним, называемый Саргоном как предел его завоеваний: «…от страны Хашмар до страны Цимаш, области, граничащей с отдаленными мидийцами востока» [Winkler, 1889, 3,1 8]. Эта ось, ориентированная с северо-запада на юго-восток и проходящая через Эллипи, достигала на юго-востоке страны Цимаш. Локализация Симашки/Цимаш к юго-востоку от Эллипи в междуречье Кешган (Кешганруд) и Диз (Аби Диз) согласуется с локализацией Сикриса к югу от Хорасанского пути и к востоку от Эллипи где-то в районе Боруджерда в долине р. Диз и в районе Нехавенда в долине р. Гамасиаб. По соседству с Сикрисом находились и другие области Юго-Западной Мидии: Упурия и ближайшая к Хархару — Сапарда. Они могли занимать территории в долине р. Гамасиаб между Нехавендом и горным проходом Туйсеркан. Уже отмечалось, что из Упурии через одноименный горный проход между «мощными» горами Патташшун и Даруе Саргон попал в долину с городами страны Бустус.

Таким образом, историко-географическое исследование позволяет отождествлять Симашки 3–2-го тыс. со страной Цимаш новоассирийского времени. Для Э. Херцфельда их тождественность была очевидной, хотя специально этот вопрос он не рассматривал [Herztèld, 1968, р. 179–180]. С филологической точки зрения такое отождествление также вероятно, с чем соглашались И.М. Дьяконов и В.А. Якобсон (подробнее см.: [Medvedskaya, 1999, р. 67–68]).


III.4. Хамаданская равнина

На этой территории [17] находились мидийские владения, еще с IX в. до и. э. известные ассирийцам под общим названием Мадай. Пока предложены только две географические привязки к современной карте Ирана, которые могли бы определить пределы изначальной Мидии. Это, прежде всего, название столицы Мидии, сохранившееся в текстах VI в. до н. э.: в вавилонской Хронике Набонида (середина VI в.), где она названа KUR A-gam-tanu [Zadok, 1985, р. 3], и в Бехистунской надписи Дария I (ок. 520 до н. э.), текст которой написан на четырех языках. В вавилонской версии — A-ga-ma-ta-nu, в эламской — Ag-ma-da-na, в арамейской — 'hmtn (чтение восстановлено [Greenfield, Porten, 1982, р. 58]), в древнеперсидской — h-g-m-t-а-n, в фонетической транскрипции — Hangpiatāna [Schmitt, 1991, col. 11:77, 78, р. 34, 61]. В V в. Геродот передал это название как 'Αυβατανα/Εκβατανα. В ассирийских источниках под таким названием столица Мидии неизвестна. Древнеиранское название Hangmātana — от han- (ham-) 'вместе', 'с' и причастия прошедшего времени от глагола gam- 'ходить' *han-gmata, — по мнению специалистов, означает '[место] собрания', 'схождение вместе' [Дьяконов, 1956, с. 179; Gershevitch, 1979, р. 125, 147, note 35]. В современном персидском языке древнее название Ха(н)гматана преобразовано в Хамадан, этот город лежит на пересечении главных магистралей Ирана и Ближнего Востока, и прежде всего на Большом Хорасанском пути.

Второй привязкой к карте может служить гора Бикни, или Лазуритовая гора «в стране далеких мидийцев», возле которой ассирийцы знали также страну Патуш'арра. Ее название соответствует др.-иран. *patišhvāra [Herzfeld, 1968, р. 194]. Эту гору отождествил с горой Демавенд уже Г. Винклер [Winckler, 1889, S. XXVII]. Сторонники такой идентификации исходили из античных представлений об исторической области Мидии в широком понимании этого термина, а также из значительной протяженности ассирийских походов в этот регион. В отечественной историографии таких представлений всегда придерживался И.М. Дьяконов. Он не приводил специальных доказательств отождествления г. Бикни именно с Демавендом и даже полагал, что ассирийцы ошибочно называли эту гору Лазуритовой, поскольку «весь известный на Древнем Востоке лазурит — бадахшанского происхождения, т. е. вывозился (через Мидию) из Бактрии» [Дьяконов, 1956, с. 85]. Однако Херцфельд считал, что название горы Bikni сохранилось как Bînah Kūh, эта гора находится севернее небольшой долины Khwār, орошаемой водами р. Хеблеруд, стекающей с гор Эльбруса и теряющейся в Соляной пустыне [Herzfeld, 1968, р. 25, 194–196]. В этом случае известная ассирийцам Лазуритовая гора находилась чуть восточнее Демавенда, что принципиально не меняет сути дела — определения пределов изначальной Мидии.

Основным доводом против отождествления г. Бикни с Демавендом для Левина, как уже говорилось, послужило главным образом отсутствие упоминания ассирийцами Экбатан, из чего следовало, что они не бывали даже в западной части равнины Хамадан, и следовательно, ассирийская экспансия на Иранское плато ограничивалась горами Загроса. В результате вся мидийская топонимия, известная по ассирийским текстам, была локализована западнее Хамадана, что повлекло за собой смещение всей древней топонимики Ирана на запад. Гора Бикни была идентифицирована с горой Эльвенд на востоке Загроса [Levine, 1974, р. 117–119]. Эта идентификация восходит еще к В. Кенигу [König, RLA II, р. 28–29]. Левин допускает, что часть Мидии восточнее Загроса могла остаться неизвестной ассирийцам. Он строит следующее умозаключение: если Бикни = Эльвенд отмечает самую восточную точку ассирийской экспансии, то естественно, что индийцы построили свою столицу в безопасной зоне, т. е. на равнине Хамадан [Levine, 1974, р. 119, note 167].

Нетрудно заметить, что столь короткие маршруты ассирийских походов в Иран выглядят странно при сравнении с протяженностью походов в Урарту севернее озера Ван или в район Средиземноморья, не говоря уже о Египте. Какой смысл имела ассирийская экспансия на восток, если, пересекая с таким трудом горный массив Загроса, ассирийцы останавливались, не доходя до широкой плодородной равнины Хамадан? Построенная Левином география превращает основную часть Иранского плато в белое пятно. Принимая выводы Левина, некоторые исследователи определяют материальную культуру той части Луристана, где он поместил Мидию, как индийскую. Эта атрибуция вызывает большие сомнения [Medvedskaya, 1992, р. 73–75]. Выводы Левина также легли в основу многих спорных гипотез по истории Мидии (см. гл. II).

После приведения Э. А. Грантовским дополнительных аргументов в пользу идентификации Бикни с Демавендом дискуссию по этому вопросу можно считать законченной. Эти аргументы таковы: возле Лазуритовой горы ассирийцы помещали страну Патуш'арра, в раннем Средневековье в Мазандеране у Демавенда зафиксировано название иранской области Патишхвар, которое точно передает аккад. Патуш'арра. В Патишхваре, согласно Казвини, еще в раннем Средневековье добывали лазурит [Грантовский, 1983, с. 28–29]. Некоторые уточнения в этой связи были сделаны, по моей просьбе, П. Б. Лурье. Ассирийское название Патуш'арра передает др.-перс. patišhuvari = (прилагательное «происходящий из Патишхвара»), Эта область локализуется в восточной части гор Эльбурса, ее название в исламское время (до XV в.) передавалось как Паришвар(гар). Следует добавить, что Левин упустил из виду также и то, что Патуш'арру Асархаддон помещал на границе Соляной страны (Bittābti, современная пустыня Деш-те-Кевир). Возражения X. Тадмора против этой общепринятой идентификации — были основаны на «короткой» географии Левина [Tadmor, 1994, р. 164, note 72].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию