Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 34

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 34
читать онлайн книги бесплатно

Сравним маршруты 744 и 716 гг. Оба царя двигались из Парсуа на юго-восток, но если Тиглатпапасар III затем свернул на юг; то Саргон двигался в юго-восточном направлении, в Мидию. Перед ней он попал в Кишесу и с западной окраины Мидии, из Сагбата, проник в Хархар. Таким образом, если ассирийцы не шли через Мидию, они не попадали в Хархар. Поэтому локализовать Хархар в районе Керманшаха или восточнее Махидашта, как предлагает Левин [Levine, 1987, р. 230], невозможно. В эти долины ассирийцы попадали в любом случае.

Таким образом, локализация Бит-Хамбана, Хальмана и Туглиаша на западе и Аразиаша и Хархара на востоке определяет локализацию северного района Эллипи Бит-Барруа между Бехистуном и Керманшахом. В 702 г. Бит-Барруа, войдя в состав провинции Хархар, территориально примкнул к Аразиашу, включенному в Хархар еще в 716 г. Западные пределы Бит-Барруа граничили с Бит-Хамбаном, в состав которого он был включен в 744 г. до н. э.

Царство Эллипи находилось в Луристане, обширной провинции в Загросе. Луристан ограничен на западе Месопотамией, на юге — провинцией Хузистан (в древности Эламом), на востоке — Иранским плато, на севере — Хорасанским путем. В целом Эллипи локализуется в Пиш-и Кухе. Это небольшая горная страна в Луристане, расположенная к востоку от неприступного хребта Ка(е)бир Кух и ограниченная на востоке хребтом Кух-и Гарин. Она разделена на восточную и западную части хребтом Кух-и Сефид. Западная, более нижняя часть Пиш-и Куха занята зимними пастбищами Гармсир; восточная — высокогорными, хорошо обводненными летними пастбищами Сардсир [Goff, 1968, р. 105–108] (в другом месте К. Гофф почему то летними пастбищами называет, наоборот, район вокруг Румешгана и Кух-и Дашт, а зимними — район вокруг Нурабада [Goff, 1971, р. 133]). Гофф подчеркивает культурные различия Гамсира и Сардсира. Только в последнем процветала культура расписной керамики типа Баба Джан III–II в VIII–VII вв. до н. э. [Goff, 1978, р. 34–35]. Однако культурные различия не отрицают существования единого государства. Эллипи, очевидно, состояло из нескольких областей, хотя известна только область Бит-Барруа. Вряд ли в этом регионе политическое объединение означало и культурное слияние, но, может быть, последнее не успело произойти. Политическое же сплочение Эллипи, помимо внешних факторов, имело хорошую природную базу для экономического объединения на основе отгонного животноводства. Эта территория была замкнутой хозяйственной зоной.


Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

Карта-схема 3. Луристан и соседние области в VIII–VII вв. до н. э. (авторская разработка карты-схемы из: [Henrickson, 1984, fig. 4]): 1 — Нуш-и Джан; 2 — Годин тепе; 3 — тепе Гиян; 4 — тепе Джамшиди; 5 — Баба Джан; 6 — Сурх-и Дум; 7 — тепе Гуран


Территориальная близость Эллипи к Эламу и Мидии имела политические последствия. Усиление ассирийской агрессии на востоке определило проэламскую ориентацию Эллипи в VIII в. Наиболее ярко она проявилась в правления Саргона и Синаххериба. Это совпадает по времени с новым возвышением Элама, с одной стороны, и усилением Эллипи в Загросе — с другой. Еще в 744 г. Тиглатпаласар III захватил Бит-Барруа, которая, по-видимому, вошла в состав новой провинции Бит-Хамбан. Но при Саргоне Бит-Барруа вновь стала частью Эллипи. Синаххериб называет Оллипи «обширной страной» — KUR rapastu [Luckenbill, 1924, р. 28, 1. 15]. Ее усиление могло, с одной стороны, обусловить поведение других владетелей в этом регионе (так, хархариты, опасаясь нашествия ассирийцев в 716 г., хотели получить подданство Эллипи [ARAB II, § 11]), а с другой — заставить Саргона попытаться подчинить этого сильного союзника Элама. В 720 г. Саргон потерпел поражение от эламитов при Дере [Grayson, 1975, Chr. 1, i:33–37]. Эламский царь Шутрук-Наххунте II, по-видимому, продвинулся в район Хорасанской дороги, где завоевал Каринташ/Керенд и спустился в сторону Месопотамской низменности, блокировав таким образом магистральный путь через Загрос [Хинц, 1977, с. 139–142]. При Саргоне главным был восточный фронт, борьба с проэламской Эллипи должна была закрепить его завоевания и обезопасить Хорасанский путь. Эта борьба продолжилась при Синаххерибе, его противниками, наравне с Вавилоном и Эламом, была Эллипи [Levine, 1982, р. 28–55]. В 702 г. ассирийцы разорили Эллипи и вновь отрезали от нее Бит-Барруа, присоединив ее с рядом эллипских городов, в том числе Элензаш, к Хархару. Но антиассирийские настроения в Эллипи не были подавлены. В 691 г. она вошла в состав новой антиассирийской коалиции, наибольшим успехом которой стала битва с ассирийцами на Тигре, при Халуле [Levine, 1982, р. 48–51]. Последнее упоминание Эллипи связано с антиассирийским восстанием Мидии при Асархаддоне. Судя по всему, Эллипи была на стороне восставших, о чем ниже.

Для определения границ между Эллипи и Мидией необходимо вновь вернуться к событиям 716 г. Тогда Саргон присоединил к новой провинции Хархар шесть областей: две области Аразиаша, страны Урикату, Сик(г)рис, Сапарду, Уриакку. В 715 г. эти области восстали, но из названных пяти областей со списком 716 г. совпадают только три названия: Уриакку, Сапарда и Сикрис [ARAB II, § 11, 14]. Сопоставление названий стран на стеле 716 г. и на призме А, которая должна относиться к 716, а не к 713 г. [16], обнаруживает совпадение на отрезке маршрута Саргона от Сапарды до Бустуса только четырех названий: Сикрис, Укута, Уппурия/Упурия и сам Бустус. Маршрут 713 г. из Эллипи и далее на восток совпадает с маршрутом 716 г. в пунктах Уриакку, Упурия и Бустус. Если принять в списке 713 г. восстановление И.М. Дьяконовым [Сигри]су перед Ба'ит-или [Дьяконов, 1956, с. 219; ARAB II, § 23], то Сигрис фигурирует во всех трех списках 716 и 713 гг., так же как и в анналах за 716 и 715 гг. По-видимому, эти страны были наиболее значительными в этом небольшом районе. Между ними могли находиться столь мелкие владения, что в записи допускались неточности и перечень владений не был полным.

Для определения границы между Эллипи и Мидией важны страны Сикрис, Упария/Упурия, С(Ш)апарда и Уриакку. Первые три названы в списке мидийских данников в 737 г. [Tadmor, 1994, St. НВ:25'–43'] (Сикрис назван в нем Сикра). Этот список, как кажется, позволяет уточнить юго-западные границы Мидии. Если в районе Сагбата/Хангматаны (см. ниже) ее западные границы не выходили за пределы равнины Хамадан, то южнее ее владения распространились в пределы Загроса южнее Хорасанской дороги, но не западнее хребта Кух-и Гарин. Это следует из того, что локализация Хархара вдоль Хорасанской дороги от прохода Асадабад, а с присоединением Аразиаша — вплоть до района Бехистуна, позволяет предполагать присоединение Сапарды, Сикриса, Упарии и Уриакку только с его южной стороны, поскольку эти области находились поблизости от Эллипи или даже граничили с ней. Общую границу с Хархаром достаточно было иметь хотя бы для одной из них. Скорее всего, ее имела Сапарда. Если в запросе к богу Шамашу по ошибке вместо Sa-par-du было написано Sa-an-du [АВИИУ, № 68, 13, с. 229, примеч. 16; Starr, 1990, № 51], то Хархар и Сапарду связывал горный проход, блокированный со стороны Хархара городом Килман. На их общую границу указывает и тот факт, что до начала мидийского восстания при Асархаддоне Сапарда была составной частью Хархара, откуда снаряжались отряды за сбором дани вглубь Мидии [Starr, 1990, № 65, 71]. А во время самого восстания осаде подверглись города Сапарды Килман и Цубара [Ibid., N48, 51]. Сикрис и Упурия после восстания 715 г., очевидно, не были снова включены в Хархар и в списке ассирийских данников 714 г. отсутствуют [ARAB II, § 147]. При Асархаддоне в Сикрис снаряжались отряды за сбором дани, что было связано со многими трудностями [Starr, 1990, № 65]. Видимо, это свидетельство того, что и позднее Сикрис едва ли входил в ассирийские владения. Согласно Грантовскому, Сик(г)рис соответствует названию страны Тигракка — Шиграки времени Тиглатпаласара III [Грантовский, 1970, с. 242–243]. Однако в мидийском списке 737 г. Тиглатпаласар называет и страну Сикра (= Сикрис) [Tadmor, 1994, St. IIB:42'], следовательно, идентификация Э. А. Грантовского необязательна.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию