Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 70

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 70
читать онлайн книги бесплатно

Исследователи не исключают еще одно нападение киммерийцев на Лидию, случившееся около 657 г. Это предположение основывается на прочтении одного астрологического послания, которое удалось датировать 657 г. до н. э. [Hartman, 1962, р. 29, 34–37; Parpola, 1970/2007, II, р. 307–311]. Теперь это письмо известно как письмо астролога Аккуллану [Parpola, 1993, № 100]. Но в 1962 г. в этом письме отсутствовали и имя астролога, и первые 12 строк, добавленные С. Парполой. Тогда текст начинался с комментария астролога: «это плохое предзнаменование для страны Амурру» [Ibid., № 100: 13], далее речь шла о киммерийцах, обладавших необыкновенным могуществом. Л. Хартман понял текст так, что именно это могущество и принесет зло стране Амурру. Под этим архаическим названием обычно подразумевались страны на территориях от Западной Месопотамии до Сирии/Хатти и Палестины [Дьяконов, 1951а, с. 35]. Но Хартман считал, что в данном случае страна Амурру означала Лидию, полагая, что в это время киммерийцы не могли напасть на территории Западной Месопотамии или Сирии, но специальных доказательств своему заключению он не представил [Hartman, 1962, р. 29]. Позднее его точку зрения принял Э. Спелинджер, который использовал эту дату предполагаемого киммерийского нападения на Лидию как веху в хронологии событий египетской истории 662–656 гг. до н. э. [Spalinger, 1978, р. 403–405]. Но затем идентификация Амурру = Лидия была отклонена и заменена на Амурру = Хатти/Сирия или Амурру = Куэ/Киликия и был признан факт захвата киммерийцами ассирийских территорий [Иванчик, 1996, с. 103–107].

Таким образом, письмо астролога Аккуллану превратилось в очень важный документ, свидетельствующий о событиях, которые отсутствуют в официальных ассирийских документах. В нем содержится также еще ряд необычных деталей, требующих специального рассмотрения.

Структура астрологических посланий стандартна: эти письма состоят из древних прорицаний, основанных на наблюдении небесных явлений — знамениях (они написаны на вавилонском диалекте). Предсказания, представляющие цитаты из специальных сборников астрологических пророчеств, отделены линиями от комментариев самого астролога, написанных в данном случае на ассирийском диалекте аккадского языка. Каждому предсказанию соответствует свое знамение (движение планет, явления природы и т. п.) и отдельное его толкование астрологом. Отличительной чертой этих писем является архаичная топонимия и этнонимия.

В исследованиях последнего времени это письмо становится особенно важным. Дело в том, что С. Парпола присоединил к давно известному тексту небольшой фрагмент — стк. 1–12 и перевел шумерограмму LUGAL ŠÙ как šar kiššati [Parpola, 1993, № 100:12]. В результате впервые титул «царь вселенной», который носил исключительно ассирийский царь, перешел к царю страны Амурру. Необычностью этого письма было уже то, что киммерийцы обладали могуществом/kiššūtu [Ibid., № 100:13], которым, за редким исключением, обладал только ассирийский царь, но в письме Аккуллану это могущество принадлежит киммерийцам. Далее, А. И. Иванчик прокомментировал содержание предсказания и комментария к нему следующим образом: «Аккуллану наделяет царя киммерийцев титулом šar kiššati, однако выражает уверенность, что то великое могущество (kiššūtu), которое он захватил, в конце концов все же достанется Ашшурбанапалу» [Иванчик, 1996, с. 105]. Как и С. Парпола, А. И. Иванчик считает, что эта беспрецедентная ситуация должна означать, что киммерийцы овладели территорией страны Амурру, которую ассирийцы считали своей, следствием чего стало временное обладание киммерийцами могуществом и титулом ассирийского царя. Если Парпола под страной Амурру, название которой он перевел как «страна запада», подразумевал часть страны Хатти (= Сирия) [Parpola, 1970/2007, II, р. 308]), то Иванчик, помимо страны «Хатти», не исключал и страну Куэ/Киликия [Иванчик, 1996, с. 105–106].

Первое, что заставляет сомневаться в этих выводах, — это то, что в текстах Ашшурбанапала 660–650 гг. отсутствуют какие-либо намеки на военные конфликты между ассирийцами и киммерийцами, хотя последние упоминаются постоянно, но только в связи с Лидией. Что касается Сирии, то после ее разгрома Саргоном и депортации значительной части населения в район Загроса она вошла в состав Ассирии и вплоть до падения последней была в составе ассирийской провинции Харран. Можно ли предполагать, что киммерийцы в 650-е гг. завоевали ассирийскую территорию, основав там даже царство? Обычно мы узнаем об ассирийских поражениях косвенно и, как правило, в том случае, если Ассирии удалось взять реванш, что и могло бы иметь место в данном случае, раз Сирия и Харран до конца оставались ассирийским владением. Ничего похожего в ассирийских источниках мы не находим. Кроме того, в предсказании, согласно переводу  С. Парполы и А. И. Иванчика, говорится о kiāāatu ('вселенная', 'мир'), а комментируется астрологом kisāûtu ('могущество'), что в сравнении с другими астрологическими посланиями выглядит довольно странно.

Сам комментарий к предсказаниям, как обычно в таких текстах, бывает очень кратким — «это плохое предзнаменование для страны Амурру» (стк. 13). Но далее следует довольно необычный комментарий астролога по поводу серьезной активности киммерийцев и предполагаемой недолговечности их могущества. Этот развернутый комментарий мог быть вызван, как будет показано ниже, попыткой астролога смягчить недовольство Ашшурбанапала, которому могли не понравиться результаты предсказываемых приобретений врага царя Амурру. Что касается самих киммерийцев, то в своих посланиях астрологи действительно иногда выступают как политологи с обзором прошлых событий, которые могут стать причиной будущих бед. И в данном случае Аккуллану мог иметь в виду нападение киммерийцев на Лидию или на Фригию, случившееся еще на рубеже 670-х и 660-х гг. или в начале 660-х гг. Странно выглядят и подобранные астрологом цитаты, если думать, что они описывают события в какой-то киммерийской стране (восстание, братоубийственная война, разграбление дворца, боги киммерийцев: стк. 9–12).

Итак, прежде всего необходимо определить, о какой стране идет речь в начале письма Аккуллану (стк. 9–13). Во всех редакциях текстов Ашшурбанапала о киммерийцах говорится, как уже отмечено, только в связи с Лидией. Могла ли Лидия обозначаться как страна Амурру или, в логографическом написании, — страна MAR.TU.?

Это понятие известно с 3-го тыс. до н. э. Первоначальное значение амурру неясно: это было или этническое, или географическое понятие, но, как показал И. Зингер, во 2-м тыс. оно использовалось как географическое противопоставление Аккаду, т. е. В — 3. И понятие «запад» закрепилось за Амурру, но параллельно с ним, с середины 2-го тыс., Амурру имеет уже и более узкое геополитическое содержание, обозначавшее район в Центральной и Южной Сирии [Дьяконов, 1939, с. 60–64; Singer, 1991, р. 69–74]. Обычно Амурру локализуют западнее среднего течения р. Оронт. Важные сведения об Амурру имеются в новоассирийских текстах XII–VII вв. до н. э. и очень ценное упоминание страны Амурру сохранилось в хеттском тексте ХIII в. до н. э. В нем говорится о договоре царя Тудхалии IV (1265–1235) с полузависимым царем Амурру; ему, в частности, давались инструкции о ведении дел с царем Аххиявы, чьи корабли получали доступ к портам страны Амурру [Герни, 1987, с. 47]. Выход к морю и удобные порты Амурру, очевидно, и стали причиной стремления ассирийских царей завоевать в первую очередь именно северную часть восточного побережья Средиземного моря. Первыми были Тиглатпаласар I (1115–1077), который захватил всю страну Амурру, и Ашшур-бел-калла (1074–1057), который ограничил предел своих завоеваний на западе Верхним морем страны Амурру. И с этого времени — с XII по VIII вв. включительно — географический элемент амурру стал устойчивым компонентом в названии Средиземного моря — tāmtu rabïtu šа māt аmurri/«великое море страны Амурру», но после правления Салманасара III в этом значении термин больше не используется (подробнее см.: [Yamada, 2005, р. 33 ff., tab. 6]).

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию