Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 73

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 73
читать онлайн книги бесплатно

Согласно античным источникам, Гигес — основатель новой династии Мермнадов — пришел к власти, убив последнего царя из рода Гераклидов. Дворцовый переворот не был мирным, сторонники убитого царя оказали сопротивление, взявшись за оружие. Но Гигес уговорил недовольных, а дельфийский оракул подтвердил его право на престол. По Геродоту, Гигес правил 38 лет, по ассирийским источникам — убит в 644 г. до н. э., следовательно, он мог воцариться в конце 680-х гг. и в 670-е гг. многое успеть совершить.

Все версии переворота изложены Ксанфом Лидийским (у Николая Дамасского: кн. 6 (47; 49), Геродотом (I. 8–14), Юстином (I. 7:14–19), Платоном (кн. 2:360, b). Пролидийский вариант рассказа Ксанфа (яркий образ положительного героя Гигеса, несмотря на совершенное им убийство, и благородное поведение царицы — жены убитого царя, ставшей против воли женой Гигеса) отличает его текст от повествования Геродота, у которого царица была инициатором убийства мужа, и свидетельствует о различных источниках этих авторов. Рассказ Ксанфа, по всей видимости, ближе всего к рассказу о приходе к власти Мермнадов, «ходившему среди господствующего сословия независимой Лидии» [Доватур, 1957, с. 96]. Нелишне будет отметить, что слово «тиранн» переднеазиатского (возможно лидийского) происхождения. Именно власть Гигеса греческий поэт Архилох впервые назвал «тиранией» [Доватур, 1957, с. 48–49]. И хотя поэт не вносил в это понятие оттенка осуждения, тем не менее, «тираны… становились иногда на путь террора, но лишь для того, чтобы сломить сопротивление аристократии» [Лурье, 1940, с. 111, примеч. 1], что и было в случае с Гигесом.

В стк. 9–12 письма Аккуллану предсказано несколько плохих событий, которые могут случиться в этой стране. И только еще в двух астрологических предсказаниях (из 956) говорится о возможном восстании (когда царь увидит разрушения… страна станет враждебной царю, брат на брата…), которое произойдет именно в стране Амурру, но даты писем не определены, поэтому невозможно предположить, какую страну имел в виду астролог [Hunger, 1992, № 57, 212]. Впрочем, вряд ли бы астролог стал предсказывать подобные события в ассирийских владениях (в приморской Амурру), потому вероятнее, что и в этих письмах Амурру могло означать Лидию. И в таком случае можно предполагать дату этих писем также около 657 г. до н. э.

Итак, в стк. 9–12 описываются события, совпадающие с теми, что, согласно античной традиции, имели место в Лидийском царстве в прошлом и, как предсказывает астролог, могут повториться. Примеры подобного использования событий прошлого в предсказаниях астрологов встречаются неоднократно (см. ниже). Но мог ли астролог назвать Гигеса «царем вселенной», предсказывая братоубийственную войну и разрушение его страны? Как уже было отмечено, только ассирийский царь носил титул šar kiššati и только письмо Аккуллану предполагает исключение из этого правила. Однако знак ŠÙ в шумерограмме LUGAL Sù (стк. 9) означает не только kiššatu 'вселенная', но и kiššùtu 'могущество', 'деспотизм', 'неправильное осуществление власти' [CAD, 8, р. 457–458, 462–463; Borger, 2004, S. 448, № 869]. Перевод этой шумерограммы можно, судя по контексту, трактовать иным образом. Дело в том, что синтаксическая конструкция цитаты создает некоторую неясность относительно связи двух существительных LUGAL и ŠÙ с реферирующим местоимением šù при глаголе, в результате неясно, — то ли царя, то ли его могущество боги вернут его врагу [27]. Но для Аккуллану, судя по его комментарию, объектом возвращения было именно «могущество». В стк. 12 сказано: «(Что касается) царя — (его) могущество его боги врагу его вернут». То, что сделают это именно боги, вносит негативный оттенок в характеристику царя Амурру и его правления: он неправедный царь, поэтому его боги перестанут ему покровительствовать. Уже потому ему не мог принадлежать этот титул. Ашшурбанапалу, считавшему себя праведным царем и носившему титул šar kiššati, боги покровительствовали. В стране же неправедного царя, как свидетельствуют подобранные астрологом цитаты, может случиться мятеж, начнутся грабежи и братоубийственная война и боги отвернутся от царя и передадут его могущество его врагу.

В этом предсказании астролога присутствуют два фигуранта: царь Амурру (Гигес) и его враг. Имя последнего раскрыто в комментарии астролога — киммерийцы. Ашшурбанапал знал, что киммерийцы, хотя они и не смогли одержать победу над Гигесом в начале 660-х гг., оставались его врагом. Но вряд ли Ашшурбанапалу понравилось бы то, что именно киммерийцам будет передано могущество царя Амурру. Поэтому в данном комментарии Аккуллану вынужден пространно (хотя обычно комментарии астрологов очень кратки) разъяснять, как могущество киммерийцев будет отдано/возвращено ассирийскому царю. Таким образом, в предсказании и в комментарии к нему говорится только о kiššùtu.

Следует отметить, что, по сравнению с посланием астролога Набумушеци от 663/62 г., письмо Аккуллану свидетельствует о резко изменившейся к 657 г. политической ситуации (см. ниже) и об ухудшении отношения Ашшурбанапала к царю Амурру.

В пользу Амурру = Лидии может также свидетельствовать, во-первых, сам факт пристального внимания Ашшурбанапала к этой стране, сведения о которой в его текстах всегда сочетаются с киммерийцами. Во-вторых, убедительным подтверждением может служить структура самих астрологических посланий. Каждому предсказанию соответствует свое знамение (движение планет, явления природы и т. п.) и отдельное к нему толкование; дважды в одном тексте не говорится об одном и том же. Действительно, в конце письма Аккуллану приведена уже упоминавшаяся цитата «ahlamù пожрут богатство страны Амурру» [Parpola, 1993, № 100, г: 13], в это время, возможно, подразумевавшая нападение арабов на приморскую страну Амурру, о чем неоднократно говорится в официальных царских текстах.

Таким образом, письмо Аккуллану 657 г., как и оба письма Мар-Иштара 671 г., обнаруживает, что под Амурру и в 650-е гг. астрологи подразумевали различные территории на западе, к которым было обращено пристальное внимание ассирийского царя в тот или иной момент. Лидия была первой из них.

Этому выводу не противоречит и второе упоминание киммерийцев, которые, в отличие от первых, названы «умман-манда» (стк. 27). Здесь могут подразумеваться те киммерийцы, которые в 660-е гг. еще оставались в Северо-Западном Иране и действовали совместно с маннеями. Об общем враге — киммерийцах/маннеях пишет астролог Набуикби в 666 г. В этом письме, описав победу над кушитами и Египтом в 667 г., астролог предсказывает такую же победу ассирийского царя над киммерийцами и маннеями [Hunger, 1992, № 418]. Около 660 г., после гибели маннейского царя Ахсери, с враждебностью Манны было покончено, и поэтому в 657 г. говорится уже только о «восточных» киммерийцах, которые в 660 г., видимо, избежали столкновения с ассирийцами или не пострадали от него. Послание Набуикби убедительно доказывает, как астрологи использовали былые события для предсказания будущих бедствий, что и демонстрирует письмо астролога Аккуллану. Оба эти письма еще раз свидетельствуют также и о том, что разрозненные киммерийские отряды действовали одновременно в разных регионах Древнего Востока.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию