Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 28

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 28
читать онлайн книги бесплатно

Но в любом случае, если в 881 г. «отдаленный» город Бируту и упомянутая ассирийцами в 843 г. крепость — один и тот же пункт во Внутренней Замуа, то Бируту в Дагаре — это город в Замуа, расположенный гораздо западнее. Следовательно, этот аргумент Левина в пользу идентичности Замуа и Внутренней Замуа не может быть принят.

Другим топонимом, помогающим идентифицировать обе страны, служит, согласно Левину, название города Бунаси/Бунаис/Буниса(у). В царствование Ашшурнацирапала II г. Бунаси/Бунису был крепостью в Замуа. В 881 г. он входил в состав владений замуанского царька Муцацины. Его владения находились возле горы Ницир, «которую люди страны Луллу называют Киниба» [RIMA 2, 204, А.О.101.1 ii:33b–35, ii:39–40]. Возле владений Муцацины и горы Ницир находились владения другого замуанского царька, Киртиары, с центром в Ларбусе. Как отмечает ассирийский царь, эти владения в долине горы Ницир никто прежде не видел [RIMA 2, 245, А.О.101.17 iii:2–3]. Именно это уточнение указывает на удаленность этих владений в пределах Замуа, что и подтверждается повторяющимися описаниями максимальных пределов завоеваний Ашшурнацирапала на востоке: от прохода горы Киррури до Гилзана, от противоположного берега Нижнего Заба до города Тиль-Бари, находящегося выше по течению от страны Забан… от прохода горы/города Бабите до страны Хашмар [RIMA 2, 212, А.О.101.1 ii:129a–130а; 221–222, А.О.101.1 iii:122–125; 225, А.О. iii.2:13–16 и др.]. Крепость Бари (Тиль Бари, Бара), находившаяся в верховьях Верхнего Заба, отмечает самый отдаленный предел завоеваний в Замуа. В этих описаниях подчеркивается, что Замуа завоевана полностью [RIMA 2, 222, А.О.101.1 ii:134; 245, А.О.101.17 iii: 19–22 и др.]. Крепость Бара входила во владения того же Киртиары [RIMA 2, 246, А.О.101.17 iii:53]. Таким образом, владения Муцацины, и в частности Бунаис, соседствующие с владениями Киртиары, на восточной окраине Замуа, могли одновременно находиться между Замуа и Внутренней Замуа.

Окраинное положение Бунаси согласуется с маршрутом похода Салманасара в 855 г. Хотя Ашшурнацирапал уверяет, что включил всю Замуа в пределы Ассирии, возможно, что окраинная ее часть осталась независимой или позднее отпала от ассирийской провинции. Действительно, Салманасар, с одной стороны, уже не упоминает Замуа, ставшую ассирийским владением, он имеет дело с другой страной — Внутренней Замуа, или Мазамуа. Но вот в каком контексте, с другой стороны, упоминается Бунаис (схема 2):


Схема 2. 4-й год правления Салманасара III (855 до н. э.)


Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

Конечным пунктом похода в 855 г. было море, а последним событием — битва на нем. Участники этого сражения: Никдера — правитель страны Ида, Анаре — правитель Буниса/Бунаиса, третий участник сопротивления — Никдеме. Салманасар двигался в Мазамуа/Внутреннюю Замуа, уйдя из Ашшура, затем, пройдя либо через г. Куллар, либо через проход страны Бунаис, начал разорять города Никдеме и Никдера. Но откуда следует, что Бунаис находился, как полагает Левин, на территории Внутренней Замуа/Мазамуа? В одном случае он назван в качестве пункта на пути завоевания новой страны, в другом — его правитель назван в числе противников Салманасара и только. Напротив, все свидетельствует в пользу того, что Бунаис был пограничным с Внутренней Замуа владением Замуа, не вошедшим окончательно при Ашшурнацирапале в состав ассирийских владений. Поэтому владетель Бунаиса — враг Салманасара, пытавшийся объединиться с другими владетелями соседней страны Внутренней Замуа/Мазамуа, которой стал угрожать ассирийский царь; поэтому Бунаис назван как пункт прохождения ассирийской армией, а следовательно, объект нападения. Но следует помнить, что Замуа была уже ассирийской провинцией и таковой оставалась до конца ассирийского царства. Салманасар не завоевывал замуанские территории, что следовало бы из предлагаемого Левином отождествления Замуа с Мазамуа/Внутренней Замуа. Он завоевал новую страну, и маршрут 855 г. определенно отличался от маршрутов замуанских войн Ашшурнацирапала.

Ашшурнацирапал попадал в Замуа, идя из Килизи (город между Кальху и Арбелой) на юг через Нижний Заб. По-видимому, он переправлялся через реку возле совр. Алтын Кепрю и далее не шел прямой дорогой на Аррапху, а сворачивал на восток и выходил на дорогу Киркук — Сулеймания возле Чамчамаля. Оттуда войска через проход Бабиту/Базиан попадали в Замуа. Такой маршрут Спайзер объяснял тем, что в период замуанских войн район Аррапхи находился под вавилонским верховенством [Speiser, 1926–1927, р. 171. Отметим, что горы Куллар Ашшурнацирапал не знает.

Во всех описаниях похода Салманасара III в 855 г., целью которого было завоевание Внутренней Замуа/Мазамуа, не названы пункты, пройденные ассирийскими войсками от Ашшура до г. Куллар или прохода (страны) Бунаис. То же самое отмечается и в 843 г.: от Арбелы до г. Куллар [RIMA 3, 40, А.О.102.6 iii:58–59]. Салманасар не упоминает и пересечения р. Нижний Заб. Эта краткость может означать, что описание прохода армии по территории собственной провинции Замуа можно было опустить. Отмечается пункт исхода армии и пункт, после которого, или начиная с которого, осуществилось вторжение в страну Внутренняя Замуа. Но попасть в Замуа, судя по маршруту Ашшурнацирапала II, можно было, только перейдя Нижний Заб. Саргон, идя из Кальху, также попадает в район Куллара, перейдя реку Нижний Заб [АВИИУ, № 49:8–11]. Наиболее удобное место для пересечения реки находится возле Aлтын Кепрю ('Золотой мост').

Необходимость пересечения реки подтверждается локализацией горы Куллар в левобережье Нижнего Заба. Название в форме Коллар-даг сохранилось для отрога Главного хребта Загроса, огибаемого Нижним Забом, ниже места его слияния с притоком Кала-Чулан (Калачолан). Спайзер полагал, что в этом месте и находилась северо-восточная часть Замуа [Speiser, 1926–1927, р. 19–20; Adonz, 1946, р. 100, карта]. Левин отказался принять эту привлекательную, по его словам, идентификацию, исходя из местоположения Коллар-дага и локализации им Замуа в районе Сулеймании. Его объяснения в этой связи остаются маловразумительными [Levine, 1974, р. 18, note 61]. Однако важно подчеркнуть близость Коллар-дага к Главному хребту Загроса, называемому на этом участке Кандил. В этом месте имеется, по крайней мере, пять проходов через хребет, самый известный из них — Канираш, ведущий к Сердешту. Здесь Нижний Заб и его притоки, разрывая горный хребет, создают удобные проходы в верховья Нижнего Заба между хребтами Кандил и Куртак. Именно отсюда удобно проходить в сторону озера Урмия. Севернее этих проходов и вплоть до прохода Говр-Шинк Загросский хребет представляет собой неприступный барьер. Другими словами, пройдя одним из этих проходов, Салманасар мог вступить в незавоеванную часть страны Замуа, которая, находясь за высоким хребтом, могла быть названа «Замуа, которая внутри».

В районе одного из этих перевалов и могла находиться страна Бунаис. Будучи пограничной территорией между Замуа и Внутренней Замуа/Мазамуа, она могла упоминаться Ашшурнацирапалом, дошедшим до крайних пределов Замуа, и Салманасаром, который, пройдя по территории Замуа, бывшей уже собственно ассирийской территорией, вышел к перевалу Бунаис, после чего осуществилось завоевание нового района Замуа — страны Внутренней Замуа. Таким образом, упоминание Бунаиса в походах обоих царей не является доказательством тождественности Замуа и Внутренней Замуа/Мазамуа, на чем настаивает Левин.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию