Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 30

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 30
читать онлайн книги бесплатно

Вряд ли эти предметы были военными трофеями правителей Иды из Вавилона и Элама. Мы ничего не знаем о взаимоотношениях этих стран со странами приурмийского района. Однако найденные в Хасанлу предметы позволяют предполагать, что эти отношения существовали и что роль приурмийских стран могла быть существенной. Город Хасанлу, существовавший еще во 2-м тыс. до н. э., в IX в. до н. э. переживал пору расцвета. Монументальные здания, размах строительства, торговые и культурные связи красноречиво об этом свидетельствуют. Никакими подобными данными из района озера Зерибор мы не располагаем. Что касается самой чаши, то вполне вероятно, что владетель Иды в честь какого-то события мог подарить ее в храм своего города с соответствующей случаю надписью.

Недавно была предложена локализация страны Иду в правобережье Малого Заба ниже по течению от хребта Коллар-даг, где на поселении Сату Кала были обнаружены два кирпича с клинописной надписью. В ней названы «Аббизери царь страны Иду, сын […]шани, также царь Иду». Хотя автор статьи учитывает, что одноименный город был известен на Евфрате еще во времена Тукульти-Нинурты I (890–884), а само его название имеется в списках жертвоприношений еще более раннего времени, тем не менее он считает возможным объединить сведения Адад-нерари II (911–891) о включении в границы Ассирии города Иду и завоеваний в стране Иду Салманасара III, о которых говорилось выше [Soldt van, 2008, р. 72–74). Против этого отождествления и локализации страны Ида в районе Нижнего Заба прежде всего свидетельствуют упоминания Салманасаром моря и тростниковых плотов, на которых царь Иды пытался скрыться, но был разгромлен ассирийцами. Кроме того, только Салманасар III начал завоевание земель за горой Куллар во Внутренней Замуа. Поэтому находка на Сату Кале может свидетельствовать лишь об одинаковых названиях разных городов/стран.

Политическое значение Внутренней Замуа, можно думать, отражено в анналах преемника Салманасара III Шамши-Адада V. Его три похода были направлены против стран Наири, которые включали Внутреннюю Замуа. Во втором походе он завоевал множество городов Ишпуини и Шарцины, сына Мекдеры. Их владения не названы, хотя первый из них царь Урарту. В третьем походе ассирийцы, перевалив через Куллар, поднялись в страны Наири. На этом месте описание маршрута прерывается и далее называются правители и страны, принесшие дань ассирийскому царю. Перечислены они примечательным образом. Сначала назван правитель Хубушкии Дади. Следующим был Шарцина, сын Мекдиара. Далее перечислены страны без имен их правителей: Сунбу, Манна, Парсуа, Таурла [RIMA 3, 184, А.О.103.1 ii:34b–40]. Как мы видим, Шамши-Адад снова не называет владения Шарцины, сына Мекдиара, как раньше не назвал владения Ишпуини — Урарту. Само упоминание отчества очень редко встречается в ассирийских анналах и свидетельствует о важности и знаменитости персоны, очевидно, это исключало необходимость называть всем известное его владение. Таких важных персон при Шамши-Ададе было три: урартский царь Ишпуини, царь Хубушкии Дади и Шарцина, сын Мекдиара, владетеля страны Ида во Внутренней Замуа.

Внутренняя Замуа, состоявшая из нескольких владений, была сильным объединением, мешавшим Салманасару в его продвижении вглубь Ирана. Не исключено, что ее усиление связано с возросшей после присоединения Замуа к Ассирии опасностью. Лишь завоевав Внутреннюю Замуа, он впервые смог проникнуть в Манну в 843 г. [RIMA 3, 40, А.О.102.6 iii:58; 54, А.О.102.10 iii: ЗЗb–37а]. Непосредственное проникновение ассирийцев из Внутренней Замуа в Манну в IX в. возможно было только при условии локализации Внутренней Замуа за Центральным хребтом Загроса и близости ее к Урмии.

Между тем Салманасару III не удалось присоединить Внутреннюю Замуа к Ассирии, и она какое-то время оставалась независимой при Шамши-Ададе V. В конце IX в. урарты завоевали западные и южные приурмийские территории, в частности город Хасанлу IV, и таким образом часть Внутренней Замуа, включая Иду, отошла к ним. Вероятно, поэтому название Внутренняя Замуа, наряду с Гилзаном и Идой, перестает упоминаться в источниках. Войдя в состав Урарту, эти страны получили новые названия, с которыми и познакомился Саргон в 714 г. Не завоеванная урартами часть Внутренней Замуа, которая с этого времени стала называться только Мазамуа, осталась под властью Ассирии (табл. 1).

Взаимоотношение понятий Луллуму, Замуа и Мазамуа остается спорным. Луллуму и жители этой страны луллумейцы ранее других появляются в аккадских текстах и фигурируют в них на протяжении шести веков (табл. 1, здесь же ссылки на тексты) [10]. Замуа появляется на четыре века позднее — при Адад-нерари II, причем из контекста следует, что Луллуму и Замуа — две разные страны. Еще до появления в источниках Замуа в них упомянута река Радану, которая, очевидно, находилась на территории Луллуму, «полностью» завоеванной Тиглатпаласаром I. Еще раньше упомянута страна или город Бирите. Позднее оба названия известны в Замуа. Тукульти-Нинурта II, не упоминавший Замуа и имевший дело с луллумеями, знает гору Бабиту, которая позднее открывала путь в Замуа. Перейдя эту гору, Ашшурнацирапал II пересекал р. Радану. Э. Спайзер идентифицировал ее с рекой Таук, верховья которой огибают хребет Базиан с востока [Speiser, 1926–1927, карта]. Л. Левин уточнил, что огибает хребет река Базира, приток Таука (см. ниже). Ашшурнацирапал II вел войну уже в Замуа, при этом страну Луллуму он, как правило, не называет, используя обозначения «луллумеи», «армия луллумеев» (табл. 1). Очевидно, к этому времени либо Замуа подчинила себе Луллуму, либо это было объединением луллумейских племен, одно из которых, Замуа, дало название всей стране. Оба названия со временем стали синонимами одной страны, что подтвердил Саргон: «…страна луллумеев, которую они также называют Замуа». Луллуму упоминается в качестве названия страны и провинции (дублируя название провинции Замуа) только при Тиглатпаласаре III.и Саргоне II. Замуа упоминается в качестве страны и ассирийской провинции до времени Ашшурбанапала.

Мазамуа, как и Внутренняя Замуа, впервые упоминается Салманасаром III, но, в отличие от последней, продолжает встречаться в текстах до VII в. до н. э. В описке эпонимов Мазамуа бесспорно названа под 810 и 733 гг. [11] Мазамуа упомянута и в известном списке, который Форрер считал списком ассирийских владений (К 4384) времени Ашшурбанапала. Теперь оба его вывода подвергнуты сомнению. И хотя дата составления именно этого списка не устанавливается, но подобные списки могут быть отнесены ко времени Саргона II [Fales, Postgate, 1995, р. XIII–XV, № 1].

Соотношение Мазамуа и Замуа остается наиболее трудноразрешимым вопросом. При Салманасаре III Мазамуа была определенно тождественна Внутренней Замуа (схема 2). Менялось ли положение позднее? X. Кленгель, как в свое время и Форрер, предположил, что при Тиглатпаласаре III правитель Луллуму, упомянутый в анналах 738 г., и Ашшурдаянанни, правитель провинции Мазамуа, эпоним 733 г., посланный царем в Мидию в 737 г., одно и то же лицо [Klengel, 1966, S. 368; Forrer, 1921, S. 88–89].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию