Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 10

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 10
читать онлайн книги бесплатно

Эти сведения древних авторов о Мидии вплоть до середины XIX в. оставались единственным источником, позволяющим изучать историю этой страны, изложение ее ограничивалось пересказом этих сведений, а собственно «изучение» состояло в согласовании данных Геродота, Ктесия, Библии и попытках домыслить то, что отсутствовало в их трудах.

Если античные авторы первыми попытались взглянуть на события древневосточного прошлого и мидийской истории, в частности, с позиций стороннего наблюдателя, то ассирийцы и вавилоняне сами участвовали в этих событиях, способствуя их развитию и фиксируя их в своих анналах.


1.3. Клинописные источники

Ассирийские тексты IX–VII вв. до н. э. имеют основополагающее значение для реконструкции мидийской истории, исторической географии Северо-Западного Ирана и локализации Мидии. Их принято делить на несколько категорий:

1. «Анналы» в основном описывали по годам военные походы царей, они составлялись на основе первичных реляций. В них описывались маршруты походов с указанием названий местностей, городов, населенных пунктов, гор, рек и т. д. Отмечались также победы ассирийцев над теми или иными государствами, царями, различными владетелями, перечислялись полученные трофеи и т. п. О поражениях умалчивалось, но анализ текстов позволяет в некоторых случаях предполагать поражения ассирийцев (например, если в ближайшее после «победы» время новый поход пролегал по тому же маршруту или упоминался новый разгром только что покоренного населения, см. 4).

2. «Письма к Богу» — подробные реляции наиболее успешных походов царя, которые адресовались в храм верховного ассирийского бога Ашшура. Эти тексты составлялись искусными писцами, и их художественный стиль отличается от текстов анналов и других надписей. Одно из таких «писем», почти полностью сохранившееся, описывает поход Саргона II против Урарту в 714 г. до н. э. Оно позволяет судить, в частности, о политической обстановке в Северо-Западном Иране этого времени, хотя Мидия в нем и не упомянута [Thureau-Dangin, 1912; Mayer, 1983].

3. «Сводные надписи» (Summary Inscriptions), в отличие от хронологически составленных анналов, представляют собой сводку военных походов, составленную по географическому принципу.

4. «Торжественные надписи» содержали краткие итоги побед, изложенные в произвольном порядке. Сопоставление их с анналами позволяет иногда предположить поражения ассирийцев в тех случаях, когда в этих надписях не упомянуты те или иные победы, отмеченные в анналах.

5. Тексты на стелах представляют варианты первых трех категорий. В досаргоновский период (и, как исключение, в саргоновское время, например, стела Саргона из Наджафехабада близ Кангавара) события в текстах на стелах описывались в хронологическом порядке. Начиная с саргоновского времени, эти надписи составлялись в географическом порядке (1, 3). Стелы устанавливались на территории побежденных стран, и в них подробно описывался конкретный поход, приведший к победе над этой страной (2). Иногда, правда, во вступлении перечислялись походы предшествующих лет, как, например, на упомянутой стеле Саргона (1).

Все эти надписи были официальными документами, составленными с целью прославления ассирийских царей, деятельность которых выставлялась в самом выгодном для них свете. Хотя большинство надписей находились в публичных местах и все их могли видеть, но мало кто мог их читать — посвящались эти надписи богам и потомкам. Надписи имелись также на глиняных таблетках, цилиндрах, конусах, призмах; они хранились в библиотеках, закладывались в фундаменты зданий и предназначались для потомков.

В этих текстах описываются вторжения ассирийцев в страны Древнего Ирана, на территорию Мидии и ее соседей. В ряде случаев удается проследить развитие внешней и, изредка, внутриполитической и хозяйственной жизни мидийских территорий. Значительный этнотопонимический и ономастический материал позволяет рассматривать вопросы исторической географии и этноязыкового состояния этого региона.

В настоящее время заново сверенные с оригиналами ассирийские тексты, равно как и вновь обнаруженные в последние десятилетия, издаются в серии «The Royal Inscriptions of Mesopotamia, Assyrian periods» [RIMA 1, 2, 3: Grayson, 1983; 1991; 1996]. Все надписи Тиглатпаласара III (744–727) переизданы X. Тадмором [Tadmor, 1994]. Тексты призм Ашшурбанапала переизданы Р. Боргером [Borger, 1996] (списки прежних изданий см.: [Parpola, 1970, р. XX ff.]).

Особое значение для понимания отдельных событий этого периода имеют деловые документы, не предназначавшиеся богам и потомкам и лишенные специальной идеологической обработки. К ним относятся документы, значительная часть которых в настоящее время объединены в издающейся серии «State Archives of Assyria» (SAA, опубликовано 18 томов). Они включают корреспонденцию ассирийских царей, в частности, деловые и военные донесения из различных регионов страны и из-за рубежа, переписку с храмовой администрацией, донесения шпионов, дипломатическую переписку и т. п. В серию включены предсказания астрологов, а также запросы царей к оракулу бога Шамаша с просьбой ответить на вопросы, связанные с различными военными и политическими проблемами, а также с проблемами, касающимися здоровья царя и его родственников. Эти документы отражают политическую и военную реальность, с которой сталкивались правители; в них отсутствует обычная для анналистики тенденциозность. Чрезвычайно важны для нашей темы запросы к оракулу в связи с событиями в Мидии в царствование Асархаддона.

В основе датировки всех клинописных текстов лежат так называемые «эпонимные хроники» и «списки эпонимов» — ассирийских чиновников, которые поочередно в течение одного года занимали обрядовую должность «лимму». В одном из. этих списков (в эпонимат чиновника по имени Бур-Саггиле) указано солнечное затмение, дата которого установлена астрономически — 763 г. до н. э. Это точка отсчета, на основании которой получили абсолютные даты все остальные имена и события эпонимных хроник, список их охватывает 910–649 гг. до н. э. [Millard, 1994, р. 2, 58]. Среди событий, занесенных в эти списки, часто упоминаются походы в Мидию и соседние страны.

Ассирийские источники после 630-х гг. неизвестны, поэтому так важны вавилонские хроники, которые велись по годам правления царей, по-видимому, с середины VIII в. и до 539 г. до н. э. (№ 1–7, 14, 15), но дошли не все их части. А. К. Грейсон осуществил полное, заново проверенное издание всех вавилонских хроник, в том числе относящихся к более позднему времени [Grayson, 1975]. Для истории Мидии особо важны так называемая Хроника Гэдда (№ 3) за 616–609 гг. и Хроника Набонида/Кира (№ 7, 550 г. — после 539 г. до н. э.). Вавилонские летописи сообщают лишь наиболее важные события без каких-либо подробностей, свойственных ассирийским анналам.

Урартские клинописные источники — надписи урартских царей на скалах, стелах, зданиях, на различных предметах, а также письма и разного рода документы, заверенные печатями, — практика, введенная Русой II. Помимо разнообразных строительных надписей, известны надписи типа анналов, но изложение событий в них очень краткое. Хотя Мидия в них ни разу не упомянута, но урартские тексты VIII в. до н. э. проливают свет на события в странах, соседствовавших с Мидией, и помогают понять политическую ситуацию, определявшую поведение индийских владык того времени. Эти тексты имеют важное значение для локализации ряда стран приурмийского района и соседних стран. Недавно осуществлено дополненное издание урартских текстов [Арутюнян, 2001]. В последние годы открыты очень важные надписи урартских царей VII в. до н. э. (см. гл. IV. 3).

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию