Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 7

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 7
читать онлайн книги бесплатно

К числу последователей Полибия можно отнести и Трога Помпея. Его сочинение «Historiae Philippicae», написанное около 7 г. н. э., утрачено и сохранилось лишь в кратком изложении Марка Юниана Юстина (II или III в.). В этом сочинении была представлена история развития всего человечества от царствования легендарных Семирамиды и Нина до времени Августа. Считается, что этот труд является, в свою очередь, переработкой сочинения неизвестного автора, и поэтому вопрос о предшественнике Трога Помпея остается открытым. Вместе с тем в сюжете о царствовании последнего ассирийского царя Сарданапала, о его женоподобии, о заговоре против него мидийского наместника Арбакта, о войне, в результате поражения в которой Сарданапал сжег себя во дворце [Юстин, 1. 3, 1–6], прослеживается влияние Ктесия у Диодора [Diod., II. 23. 1–3; 24. 1; 27. 3–4], этот сюжет сохранился также у Афинея (II/III в. н. э.; II. 2–16). Но, в отличие от этих авторов, у Трога Помпея мидийцы одни, без союзника, победили ассирийцев: эта деталь присутствует у Бероса и восходит к Геродоту. Рассказ Помпея Трога о последнем индийском царе Астиаге и его взаимоотношениях с внуком Киром близок рассказу Геродота, хотя и отличается от него в деталях, и значительно отличается от изложения Ктесия у Николая Дамасского, что подразумевает использование Трогом Помпеем при создании его сочинения дополнительного источника.

Записки участников похода Александра Македонского — Аристобула и Птолемея, сына Лага, будущего царя Египта, стали важным источником сочинения Арриана «Поход Александра» (II в. н. э.). Но в этом произведении, как и в «Истории Александра Македонского» Курция Руфа (I в. н. э.), который пользовался сочинениями александрийского писателя Клитарха, упоминания о Мидии крайне редки и не дают новой информации.

К плеяде греческих авторов римского периода, последователей Полибия, относится также географ и историк Страбон (ок. 64/63 до н. э. — ок. 27 н. э.). Он родился в Малой Азии, в Амасии Понтийской. Получил блестящее философское образование, много путешествовал [Страбон, II. 5. 11]. В своих политических взглядах придерживался, как и большинство греческой элиты того времени, проримской ориентации. Страбон — автор несохранившихся «Исторических записок», которые задумывались как продолжение «Всеобщей Истории» Полибия. Его «География» в 17 книгах является, в свою очередь, продолжением «Исторических записок». Она должна была служить практическим руководством римским государственным деятелям, полководцам, провинциальной администрации, торговцам и т. д. (I. 1. 16, 18). Замысел Страбона был грандиозен: он задумал, основываясь на сопоставлении всех доступных данных, описать ойкумену и исправить карту мира Эратосфена — основателя математико-астрономического направления в географии — в соответствии с новыми научными данными. Источники его были многочисленны [Стратановский, 1964, с. 780–788]. Именно поэтому его сочинение рассматривается в историографии как итог географических знаний античности. Тем более что он, пожалуй, был последним автором, который располагал еще всем богатством эллинистической культуры, и сохранением этих знаний мы в значительной степени обязаны ему. Аккуратность и точность сведений Страбона во многом доказана.

Страбон внес ясность в связи с Атропатеной: Мидия у него делится на Великую Мидию и Мидию Атропатену (XI. 13. 1), и он четко указал, что на востоке Великая Мидия граничила с Парфией (XI. 13. 6). По его словам, Мидия господствовала над всей Азией, и хотя персы лишили ее столь великого могущества, она, тем не менее, продолжала сохранять «прадедовскую славу», и именно ее имя сохранилось в названиях самой страны в Иране, гор, горных проходов, рек и пр. (II. 1. 17; XI. 13. 5, 7, 8; XV. 3. 6). Страбон описал природу, ландшафт страны (XI. 13. 7–11), указал на сходство мидийского и персидского языков с бактрийским, согдийским и языком карманиев (совр. Керман) (XV. 2. 8, 14). У него можно найти сведения о религии и некоторых обычаях мидийцев (XI. 13. 9–11; XV. 3. 13, 15).

Современники Страбона редко обращались к его «Географии»; это сочинение было настолько мало известно, что ни Плиний Старший (I в. н. э.), ни Птолемей (II в. н. э.) не пользовались им, как и Арриан и Курций Руф. И по данным, например, Птолемея локализовать Мидию уже невозможно [Ptol., VI. 2, 5; Латышев, 1893, с. 244]. Забвению древней истории способствовали новое время и другие интересы римских правителей. Мировая история превратилась в историю Римского государства [Ксенофонтов, 2002, с. 22].

Тем не менее классические авторы не были окончательно забыты, и в период ренессанса греческой культуры (II в.) им сознательно подражали. К числу таких произведений относится сочинение о военных хитростях — «Стратегемы» греческого автора из Македонии Полиэна (II в.). Это сборник анекдотов из военной жизни греческих, римских и варварских царей и полководцев. Седьмая из восьми сохранившихся книг посвящена военным хитростям варваров иранского происхождения: мидийцев, персов, скифов. Источники Полиэна многочисленны [Ксенофонтов, 2002, с. 28–32]. Но сведения, связанные с мидийской историей, восходят к Геродоту, Ктесию (через Николая Дамасского), Ксенофонту, Юстину. Однако, например, эпизод с воцарением Дейока, прибегнувшего к хитрости, чтобы получить желаемое царство, отсутствует у Геродота (VII. 1, 6, 7, 9, 45/2) и у других авторов.

Последним римским и первым византийским историком был Аммиан Марцеллин, сирийский грек, родившийся в Антиохии (ок. 333–400). Принадлежа к кругам языческой греческой интеллигенции, он был воспитан в лучших традициях античной образованности. Его благородное происхождение предопределило его военную карьеру. Его военная судьба была связана с двумя яркими личностями той поры — магистром конницы Востока Урзицином и императором Юлианом Отступником. Под их началом Аммиан Марцеллин служил в Месопотамии, где в г. Нисибисе находилась штаб-квартира магистра. Он участвовал в войне Рима с сасанидским царем Шапуром II, в Армении находился в осажденной персами Амиде, позднее, в 363 г., участвовал в походе Юлиана на Ктесифон. После гибели императора вернулся в Антиохию и жил как частное лицо. В эти годы он много путешествовал. Позднее, в Риме, начался новый период его жизни — творческий. Он смог влиться в новую для него культурную среду и проникнуться ее традициями. Влияние многих римских авторов на его творчество очевидно. Его «История» (или «Деяния») была написана на латинском языке в 80-е гг. IV в. Сохранились последние 18 книг (14–31), посвященные событиям 353–378 гг., а первые 13 книг (о событиях, происходивших с 96 по 352 г.) утрачены. Основой исторического повествования автора послужили его собственные наблюдения и рассказы очевидцев. Среди многих авторов он упоминает Геродота и Полибия (XXIV, 24, 2.16; см. также: [Удальцова, 1974, с. 22]). Хотя в самой Персии Аммиан Марцеллин не был, но, находясь поблизости, в Месопотамии, вероятно, в результате расспросов какие-то сведения об этом регионе он получил. Исторических сведений о Мидии он специально не сообщает, ограничиваясь географическими справками. Примечательно, что в его время старая топонимия этого региона стала забываться и путаться. Так, у Аммиана Марцеллина уже вся Мидия носит название Атропатена (XXIII. 6, 27), а парфяне соседствуют с Персией (XXIII. 6, 43), тогда как у Полибия и Страбона — с Мидией. Отмечаются расхождения и в связи с фактами, сообщенными Геродотом и Полибием. У Аммиана Марцеллина (ХХIII. 6, 36) семь магов владели царством до низвержения их партией Дария, а у Геродота (III. 76) из семи человек состояла именно партия Дария. Камбиз не был в Карфагене [Геродот, III. 17, 19], но Марцеллин сообщает (XVII. 4, 3–4) подробности его смертельного ранения в этом городе; Полибий вообще не упоминает Камбиза.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию