Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 4

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 4
читать онлайн книги бесплатно

Геродот не называет имени мидийского царя, при котором мидийцы стали независимыми от Ассирии. Дейок объединил лишь 6 мидийских племен, что могло означать только консолидацию сил для будущей борьбы с Ассирией. Мидийская экспансия началась при Фраорте, хотя исследователи, как правило, отмечают, что он завоевал только персов. Но он начал, по словам Геродота, покорение Азии народ за народом и первым выступил против Нина. Киаксар завершил это завоевание, присоединив к своей державе всю Азию. Согласно Геродоту, Киаксар завоевал Ассирию один, без союзников. Вавилонию в этой связи он не называет. Правление Астиага, как и правление Дейока, не отмечено завоевательными войнами, кроме неудачного выступления против Кира, приведшего к концу мидийской династии. У Астиага не было сына, что, по-видимому, по мнению Геродота, уже означало конец царской династии.

В отличие от исследователей Нового времени, многие писатели античной эпохи больше доверяли другому греческому автору — Ктесию из Книда в Малой Азии. Его «Персидская история» («Persica») сохранилась лишь в пересказе поздних авторов: историка Диодора, византийского писателя Фотия и Николая из Дамаска; сочинения последнего, в свою очередь, известны только в выдержках.

Известно, что «Persica» состояла из 23 книг: первые шесть относились к доперсидскому периоду истории. Из них первые три книги посвящены Ассирии, три другие — Мидии. Выдержки из этих шести книг сохранились у Диодора [Diod., II, 1–34], история падения мидийского царя Астиага и возвышения Кира подробно пересказана Николаем Дамасским (фрагм. 75, с. 269–274). Кроме того, сохранилось множество цитат из этих книг у других авторов. Даже эта относительно небольшая часть произведения Ктесия позволяет, по словам Ф. Якоби, считать его «одним из родоначальников исторического романа». По мнению специалистов, Ф. Якоби принадлежит лучшая работа о Ктесии (см.: [Jacoby, 1922, cols. 2032–2073]; см. также: [Schmitt, 1993, р. 441–446], здесь же литература; [Пьянков, 1971, с. 16–37]).

Ктесий, греческий врач, предположительно родился около 441 г. до н. э. [Schmitt, 1993, р. 442]. Согласно Диодору, Ктесий попал в качестве военнопленного ко двору персидского царя, где и прожил 17 лет. Эта цифра считается преувеличенной, вероятнее цифра 7, и пленен он был в 405 г. (см.: [Schmitt, 1993], ср.: [Дьяконов, 1956, с. 22]). Будучи приближен к персидскому царю благодаря врачебному искусству, он принимал участие в политической жизни страны [Дандамаев, 1985, с. 233; Schmitt, 1993, р. 442]. Поселившись на своей родине в Книде, он занялся литературной деятельностью.

Утверждение Ктесия, что при написании «Персидской истории» он пользовался персидскими летописями, вызывало недоверие исследователей [Дьяконов, 1956, с. 22 и след.]. Много усилий было потрачено на то, чтобы понять следующий составленный им список мидийских царей и продолжительность их правлений:

Арбак — 28; Мандаук/Маудак — 50; Сосарм — 30; Артик — 50; Арбиан — 22; Аргей — 40; Артин — 22; Астибар — 40; Аспанд/Астиаг — 35 (?).

Вместо четырех царей, по Геродоту, Ктесий назвал девять: причем годы правления схожи с геродотовыми, включая цифру 28, обозначавшую у Геродота время господства скифов. По-видимому, Ктесий удвоил число царей и добавил одного, правившего эти 28 лет, что было отмечено еще в начале XIX в. Из геродотовых имен Ктесий признал только имя последнего мидийского царя, «которого греки называют Астиигом» (т. е. Астиагом). Данные о продолжительности правления Аспанда не сохранились. Не зная подлинных имен участников описанных событий, Ктесий давал им имена современных ему людей: первому мидийскому царю Арбаку и его союзнику Белесию были даны имена персидских сатрапов Мидии и Месопотамии [Дьяконов, 1956, с. 27, примеч. 6; Дандамаев, 1985, с. 228, 231].

Тем не менее критика Ктесия современными исследователями, по словам Р. Шмитта, была излишне жесткой. В последнее время иранисты находят подтверждение некоторым его свидетельствам [Schmitt, 1993, р. 444]. Одно из таких подтверждений вытекает, как представляется, из новой трактовки так называемого «вассального договора» Асархаддона. Согласно Ктесию, Мидия долго находилась под ассирийским господством, но в ходе успешного восстания власть ассирийцев была уничтожена. В отличие от Геродота, Ктесий сообщает, что союзником Мидии в борьбе с Ассирией была Вавилония. У Диодора и Николая Дамасского подробно описано сложение этого антиассирийского союза в результате сговора мидийского военачальника Арбака и вавилонского военачальника Белесия. Причем совершенно очевидно, что именно мидийца Арбака Ктесий считал инициатором этого союза, а самих мидийцев разрушителями «империи ассирийцев» [Diod., II. 21. 8; 28. 8; Ник. Дамасский, фрагм. 12, с. 249–250]. Оба персонажа встретились в Ассирии, будучи присланы сюда на военную службу сроком на год [Diod. II. 21. 3, 6; 24. 1, 7]. В этой подробности можно видеть отголоски реальной практики, существовавшей в VII в. до н. э. По мнению М. Ливерани, документ, называвшийся прежде «вассальным договором» Асархаддона и приуроченный к церемонии объявления наследником Ашшурбанапала в 672 г. до н. э., является, по существу, «клятвой в верности». Ее формально давали главы областей, с которыми заключался этот договор-клятва. Причем некоторые из этих областей входили в состав ассирийских провинций на востоке. Их главы были обязаны посылать воинов в охранную службу при дворе Асархаддона. Нанятые на определенный срок воины, и среди них мидийцы, жили при дворе, служили в охранном корпусе царевича, сопровождали его в походах и т. п. ([Liverani, 1995]; см. также гл. IV. 1).

Находясь на военной службе, Арбак свел дружбу с Белесием, который, будучи еще и прорицателем, предсказал Арбаку будущее правление над Азией. Собрав союзников, они отложились от ассирийского царя. Их война с Сарданапалом длилась несколько лет, из которых три года продолжалась осада Нина/Ниневии (в действительности она длилась три месяца). В результате штурма Нина, удавшегося из-за подмыва крепостной стены во время наводнения на Евфрате (так у Ктесия), город пал [Diod., II. 26. 9; 27. 2–3]. Эта деталь штурма присутствует в античной и библейской литературе и вполне могла иметь место в действительности [Дьяконов, 1956, с. 306 и след.]. Сарданапал со своими приближенными сгорел на костре, устроенном им во дворце. Рассказ Ктесия о гибели ассирийского царя при пожаре в Ниневии повторен другими античными авторами [Ampelius, XI. 4; Athenaeus, И. 2–16]. Этот рассказ имеется и у Бероса, но с одним важным отличием. Имя царя не Сарданапал (Ашшурбанапал), а Сарак. Еще Ф. Вейссбах предположил, что имя Сарак образовано от сокращенного имени царя Синшаришкун — Шаришкун, который действительно погиб при падении Ниневии в 612 г. до н. э. [Weissbach, 1920, S. 2464–2465]. Но поскольку Ашшурбанапал был последним знаменитым царем Ассирии, то с его именем и были связаны самые трагические события конца царства. Других царей просто забыли. Беросу же, который читал вавилонские хроники, было известно, что город пал именно при Синшаришкуне.

Сведения Ктесия о правлении последнего мидийского царя Аспанда/Астиига (Астиага) и возвышении Кира близки к рассказу Геродота и подтверждаются вавилонскими источниками. Очевидно, что в описании войны Астиага с Киром Ктесий был более точен. Геродот изложил эту войну сравнительно кратко, и, по-видимому, у Ктесия не было соблазна опровергать его по этому поводу [Дьяконов, 1956, с. 28]. Реконструкция и анализ сохранившихся фрагментов рассказа Ктесия осуществлены И. В. Пьянковым [1971, с. 20 и след.]. Если Геродот сообщает, по существу, о финале войны, проигранной Астиагом, то Ктесий рассказывает и о начальном ее этапе, в целом благоприятном для мидийцев. Они победили персов в нескольких сражениях и подошли к Пасаргадам. Здесь произошел перелом в войне. После нескольких попыток персы побеждают и овладевают мидийским лагерем, где и происходит их триумф. Разгромленный Астиаг бежит в Экбатаны [Photius, Bibl. Cod. LXXII. 106, 2]. Ктесий указывает место победной битвы у Пасаргад, этого названия Геродот вовсе не знает. Правда, неясно, идет ли речь у Ктесия только о «Высокой горе», называемой Пасаргадами, где персы прятали своих женщин, или имеется в виду и одноименный город. Во всяком случае, награбленное в мидийском лагере имущество персы снесли в Пасаргады [Ник. Дамасский, фрагм. 75, 35–45, с. 273–274]. Возможно, что город уже существовал, но позднее Кир сделал его резиденцией и обустроил его в память о победе над Астиагом [Страбон, XV. 3, 8; Anaximen, fr. 18], и здесь же он был похоронен. Согласно вавилонской Хронике № 7, Кир увез добычу из Экбатан в страну Аншан; теперь принято считать, что именно в г. Пасаргады [Grayson, 1975, р. 106, Chr. 7, ii:3–4; Дандамаев, 1985, с. 9]. Примечательно, что если Геродот не называет Экбатаны в связи с разгромом индийцев, то Ктесий у Фотия сообщает о бегстве Астиага в этот город. Здесь он был лишен власти, но Кир поступил с ним благородно и поставил деда архонтом племени барканиев (у Трога Помпея/Юстина — во главе гирканиев: I. 6, 16). У Николая Дамасского говорится, что после поражения у Пасаргад большинство сатрапов Астиага перешли на сторону Кира, и в последнем бою Кир легко одержал победу, а Астиаг был приведен к нему как пленник. Эти расхождения между Фотием и Николаем Дамасским в изложении Ктесия были отмечены Ф. Вейссбахом [Weissbach, 1924, S. 1137].

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию