Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 50

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 50
читать онлайн книги бесплатно

Что касается Урарту, то в результате похода 714 г. упадка страны не случилось. События ближайших десятилетий показывают, что военно-политическое могущество не было утрачено и материальные ресурсы страны не пострадали, поскольку основную территорию страны Саргон не затронул [Медведская, 1989]. Уже преемник Русы I, его сын Аргишти II, продолжил традиционную антиассирийскую политику: на западе в 708 г. он участвует в заговоре против Ассирии вместе с правителем Куммуха (страна в верховьях Евфрата, южнее Мелида, см.: [АВИИУ, № 54:112]), на востоке он продолжает проникновение в страны Древнего Ирана, но двигаясь уже севернее Урмии в сторону Каспия.


Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

Карта-схема 4. Урарту, Ассирия, Мидия и их соседи между 714 и 643 гг. до н. э. (составлена автором)


О завоеваниях Аргишти II в этом направлении свидетельствуют три наскальные надписи: две возле Сераба (селения Разлик и Наштебан [Benedict, 1965, р. 35–40, № 1–2; André-Salvini, Salvini, 1999, р. 17–32]) и третья, открытая в 1998 г., — к северо-востоку от Ахара (возле Шише [Bashash Khanzaq, Biscione, etc., 2001, p. 25–37]). В этих трех почти идентичных надписях Аргишти II сообщает о завоевании нескольких «стран» в этом регионе (Арху, Ушулу, Буку, Гирду, Гитухани, Туишду) и о возведении укреплений на скалах, находившихся возле караванных путей; по сути, это один путь, существующий до сих пор, который идет с запада через район современного Тебриза, затем, разветвляясь вдоль обеих сторон хребта Себелан, в сторону Каспия. Один из фортов был назван «Защита Аргишти» (совр. Разлик), другой — «Защита Халди» (совр. Шише; о термине irdusi, означающем 'защита', см.: [Bashash Khanzaq, Biscione, etc., 2001, p. 32 (1. 11), p. 36]). Аргишти II продвинулся в этом направлении дальше Сардури II, который в VIII в. до н. э. оставил надпись в Секинделе, в 30 км к северо-западу от г. Ахар. Ст. Далли высказала предположение о заинтересованности как ассирийцев, так и урартов в торговле с прикаспийскими землями в районе современной провинции Гилян, откуда могли поступать сурьма, хаома, ковры. По ее мнению, этот приморский район мог быть также и посредником в торговле с другими прикаспийскими странами, из которых могла поступать, например, древесина [Dailey, 2006, р. 178]. В любом случае, укрепление урартов на этих землях в VII в. до н. э. означало их приоритет в контроле над немногочисленными путями в этом горном районе, а также возможность проникновения урартов в «Страну маннеев» и далее на юг, что в скором времени не могло не обеспокоить Мидию. Согласно этим надписям, Аргишти II совершил также поход в страну Этиухи (совр. Сисианский район Армении), занимался разведением садов и виноградников, сооружением каналов и искусственного водохранилища к северу от залива оз. Ван [КУКН, 406, 407, 411].

Руса II, сын Аргишти, сосредоточился на завоеваниях к северу и западу от своего царства. Страны к западу от верховьев Евфрата были, как и страны Древнего Ирана, объектом соперничества Ассирии и Урарту более 100 лет. Борьба здесь шла за господство над торговыми путями и источниками сырья. Ассирия нуждалась в железе, но своих железорудных месторождений у нее не было. Основная причина противоречий между Ассирией и Урарту в Северной Сирии и странах Юго-Восточной Малой Азии с середины VIII в. до н. э. заключалась именно в стремлении захватить богатые железорудные месторождения этих территорий [Бациева, 1953, с. 32–35]. Почти каждый ассирийский царь пытался завоевать позднехеттские царства, заявляя всякий раз, что он все захватил, разрушил и уничтожил. Наконец, к 708 г., как принято считать, все было завоевано, и позднехеттские царства перестали существовать [Hawkins, 1972–1975, S. 159]. Однако в 705 г. Саргон II вновь совершил поход на Табал, но ассирийцы были разгромлены, Саргон погиб, и тело его не было найдено [Tadmor, 1958, р. 94, note 311].

В VII в. до н. э. на западных границах Ассирии по-прежнему неспокойно — Урарту интригует, вступает в антиассирийские союзы и совершает походы. Недавно найденный в храме города «Русахинили перед горой Эйдури» (совр. Айанис на восточном побережье озера Ван) дубликат анналов Русы II, ранее известный по хуже сохранившейся надписи из Кефкале/Адильджеваза [КУКН, 414], уточняет перечень завоеванных им стран. В надписи из храма говорится, что Руса, сын Аргишти, угнал мужчин, женщин и крупный рогатый скот из вражеских стран, названы: Этиуни (Сисианский район Армении), Таргуни (хетт. Те(а)гарама, библ. Тогарма, находившаяся на территории царства Мелид-Камману северо-западнее современной Малатьи в долине р. Тохма, правого притока Евфрата [Garstang, Gurney, 1959, р. 46–48; Дьяконов, 1968, с. 180–189]), Хате (ассир. Хатти, западнее совр. Малатьи; согласно И.М. Дьяконову, все области западнее Евфрата урарты называли Хате [Дьяконов, 1968, с. 235]; царство Хатти — официальное название Каркемиша в Северной Сирии [Там же, с. 135]), Таблани (ассир. Табал, библ. Тубал, в горах Малоазийского Тавра в верховьях р. Гексу и ее притоков или чуть западнее — на территории античной Киликии, включая район совр. Кайсери [Garstang, Gurney, 1959, р. 50]), мушки (библ. Ме(о)шех, «западные» мушки или мусы — Фригийское царство в Центральной Анатолии; «восточные» мушки в долине Верхнего Евфрата в районе его слияния с р. Мурат. Неясно, дошел ли Руса II до Фригийского царства или ограничился завоеванием восточных мушков [Дьяконов, 1968, с. 171, 193; 1989, с. 46–52]), а также Халиту (в надписи из Кефкале), Цилукуни, Кайнару, локализация которых неизвестна. Но самое поразительное в этом списке — название первой страны — Ашшур/Ассирия [Salvini, 2001, р. 253, 258 section VI, 10–11, р. 261]. Впервые спустя много десятилетий после правления Сардури II, победившего ассирийского царя Ашшурнирари (754–745) [УКН, 156, КУКН, 242:DI+DII], в урартском тексте говорится о нападении на Ассирию, хотя остается спорным, что в данном случае имелось в виду под Ассирией и когда конкретно это могло произойти [Çilingiroglu, Salvini, 2001, р. 20–21]. Необязательно связывать это нападение на Ассирию с событиями 673/72 г. в Шубрии; в это время отношения между двумя странами были скорее дружественными, поскольку ассирийский царь вернул беглых урартов Русе II [АВИИУ, № 67л; см. также гл. V.3]. Но в любом случае важно то, что Руса II напал на владения Ассирии. Кроме того, тот факт, что Аргишти II (в 708 г.) и Руса II соперничали с Ассирией, продолжая борьбу за позднехеттские царства, свидетельствует о том, что Ассирия так и не смогла переломить ситуацию в этом регионе в свою пользу. Следовательно, ни о каком упадке Урартского царства после 714 г. говорить нет оснований.

Богатая военная добыча позволила Русе II вести огромное строительство по всей стране и осуществлять реформы с целью укрепления государства. П. Зимански четко определил принцип выживания Урартского царства: в силу географических условий (основная территория страны представляла собой труднодоступные изолированные горные долины) и постоянной ассирийской угрозы государственное управление балансировало между централизацией и децентрализацией, что и спасало страну. Хотя ассирийская кавалерия и пехота относительно быстро могли покрыть значительные расстояния внутри урартских границ, однако чтобы закрепить завоевания, необходимо было разрушить рассредоточенные по всей стране крепости. Но для перемещения армии, несущей осадное снаряжение, необходимо было значительное время, а именно оно было ограничено. Большая часть горных путей между двумя царствами и в самом Урарту были открыты только несколько месяцев в году. Отгонное скотоводство, преобладавшее в экономике страны, также способствовало большей выживаемости урартского населения, поскольку в момент опасности скот угоняли в горы. Впрочем, многое делалось и для развития сельскохозяйственных оазисов (в первую очередь орошение, налаженное благодаря проведенным каналам и искусственным водохранилищам), что обеспечивало самостоятельность провинций и независимость страны от импорта [Zimansky, 1985, р. 3, chp. 5, р. 95–96; Дьяконов, Медведская, 1987, с. 202–211]. Выводы и наблюдения П. Зимански позволяют считать, что тотальное завоевание и разрушение Урартского царства в ходе единовременного вражеского вторжения было практически невыполнимой задачей. Максимально возможным успехом ассирийцев на урартском фронте стало изгнание урартов из приурмийского района в 714 г. до н. э.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию