Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 56

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 56
читать онлайн книги бесплатно

Если бы к началу войны с Ассирией в 616 г. Урартское царство не погибло, оно было бы союзником Ассирии, как Манна и Египет. Как уже сказано, в последний период своего существования ослабленное (в том числе и борьбой с Мидией?) Урартское царство уже было в некоторой зависимости от Ассирии: в 644/43 г., вступая на престол, Сардури III называет ассирийского царя, по сути, своим господином. Вероятно, он надеялся с помощью Ассирии спасти остатки своего царства. В это время у Ассирии и Урарту были общие враги, которые и привели их поочередно к гибели.

Следующим важным и необходимым шагом Мидии после победы над Урарту стало, согласно Геродоту, завоевание Персиды. В современных этому событию клинописных источниках прямого указания на него нет, но в Сиппарском цилиндре Набонида говорится о подчиненности персов мидийцам (Кураш, царь Аншана, «малый раб» Иштумегу/Астиага, см.: Langdon, 1912, S. 218 f.). Персида (иранское название — Парсу(м)а(ш), Аншан) была периферийной территорией — родиной еще далеких от могущества Ахеменидов. Но, будучи потенциальным союзником Ассирии, Персида могла представлять опасность для южных рубежей Мидии в период, когда Мидия и Ассирия, вероятно, уже осознавали неизбежность войны. Кроме того, захват этой территории мог обеспечить материальные ресурсы для Мидии в предстоящей борьбе с Ассирией. Завоевание Персиды могло произойти не ранее 630-х гг., т. к. еще около 641 г. независимый персидский царь Кир I (Куруш) посылал дары Ашшурбанапалу по случаю его победы над Эламом [Weidner, 1931–1932, р. 4, § 7; Grayson, 1980, р. 232, 235]. Геродот же, ничего не зная об Урарту и его гибели, утверждает, что первым завоеванным индийцами народом стали персы. Не исключено, конечно, что гибель Урарту не имела того политического резонанса, как, например, гибель Ассирии несколько десятилетий спустя, и об этом государстве просто забыли. Но, по-видимому, история Урарту и Манны игнорировалась Геродотом потому, что, будучи уничтожены в VII в. до н. э., эти государства уже не были связаны с эпохой, предшествовавшей периоду греко-персидских войн, истории которых и был посвящен его труд. Именно в этой предыстории, реконструированной Геродотом, он пытался найти причины и объяснения противостояния Эллады и Древнего Ирана. В Иране такую предысторию, по мнению Геродота, создали персы, мидийцы и скифы. Именно они в дальнейшем стали современниками или участниками греко-персидских войн.

Прежде чем перейти к рассмотрению заключительного этапа борьбы Мидии и Вавилонии против Ассирии, закончившейся падением Ниневии в 612 г. до н. э., нужно рассмотреть хронологию индийской династии, которую сохранил Геродот, и попытаться согласовать его сведения с историей Мидии, которую удается воссоздать по клинописным источникам и археологическим данным.


IV.4. Хронология мидийской династии

Мидийская династия, согласно Геродоту, насчитывала четырех царей, правление которых длилось 150 лет (I. 102, 106, 130). Смена династий в Иране произошла в 550/49 г. до н. э., когда к власти пришел Кир II Ахеменид [24]. Следовательно, начало мидийской династии относится к 700/699 г. до н. э., а приведенные Геродотом годы правления царей получают следующие даты (схема I):


Хронология мидийской династии


Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства

Из четырех царей только два последних упоминаются в клинописных источниках: Киаксар — (H)uvaxātra- (др.-перс.), Makištara (злам.), Umakištar (вавил.) и Астиаг — Ištumegu (вавил.) [Kent, 1953, р. 177].

Попытка найти в клинописных источниках имена двух первых царей, Дейока (акк. Dayaukku, злам. Dahiwukka, греч. Δηιοκης) и Фраорта (акк. Раrumartiš, злам. Pirumartiš, др.-перс. Fravartiš, греч. Φραορτης), привела к созданию так называемой «длинной хронологии» мидийской династии. В источниках времени Саргона II встречается имя Dai(a)ukku, и с одним из носивших это имя лиц — наместником в Манне — и был отождествлен Дейок [Smith, 1869, р. 98]. Поскольку этот Дайукку был отстранен от власти в 715 г. до н. э., стало необходимым удлинение продолжительности правления династии. Источником этого, как первоначально казалось, служило сообщение Геродота (I. 106) о 28 годах скифского владычества над мидийцами. Поскольку не все рукописи Геродота имеют ремарку о включении 28 лет в 40 лет правления Киаксара, то это позволяло исследователям суммировать обе цифры, удлиняя продолжительность династии (150 + 28 = 178), и, таким образом, позволяло считать 728 г. до н. э. годом начала правления Дейока (схема II).

«Длинная хронология» позволила идентифицировать и второго царя — Фраорта — с вождем антиассирийского восстания в Иране около 671 г. до н. э. Каштарити. Идентификация Фраорт — Каштарити основывалась на данных Бехистунской надписи, в которой среди руководителей восстаний против ахеменидского царя Дария I в 521 г. до н. э. был назван Фравартиш (греч. Φραορτης). Дарий сообщает, что некий человек, мидиец по имени Фравартиш, восстал в Мидии. Народу он говорил так: «Я — Хшатрита из рода (Х)увахштра» [Schmitt, 1991, р. 56, II. 13–17]. Предлагались различные объяснения, почему Геродот назвал второго мидийского царя Фраортом, а не Хшатритой; предполагалось, в частности, что Хшатрита — тронное имя Фраорта [Cameron, 1936, р. 177]. Однако неизвестно, было ли правилом принимать тронное имя мидийскими царями. У Ахеменидов известно лишь несколько случаев принятия царями тронных имен [Дандамаев, 1985, с. 275, примеч. 71]. Следует также учитывать, что Хшатрита возглавил восставших в подчиненной Ассирии части Мидии до того, как он стал царем, поэтому его имя не могло быть тронным. Прав был, очевидно, И.М. Дьяконов, который считал, что произошла путаница между именами самозванца Фравартиша и мидийского царя. Неясно, зачем человеку, уже носившему царское имя, было брать другое имя — Хшатрита, если бы именно оно не было царским [Дьяконов, 1956, с. 275–276]. Эту мысль можно развить. Ко времени Геродота могла произойти контаминация двух царствований: Хшатриты/Каштарити — освободителя от ассирийского владычества в VII в. до н. э. и Фравартиша — вождя восставших против Ахеменидов мидийцев, который хоть и ненадолго, но восстановил их власть в Мидии в 521 г. до н. э. На его сторону, помимо Мидии, перешли Парфия, Гиркания, Ассирия и Армения ([Дандамаев, 1963, с. 197–198]; см. также гл. IV.6). Слава Фравартиша в народной памяти перекрыла славу Хшатриты. Скорее всего, не Геродот, а его информаторы произвели эту путаницу. Но в любом случае информация современников должна быть приоритетной: Асархаддон имел дело с Каштарити, а Дарий I казнил Фравартиша, объявившего себя Хшатритой/Каштаритой.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию