Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 60

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 60
читать онлайн книги бесплатно

Ход войны против Ассирии изменился поздней осенью 615 г. до н. э., когда мидийцы начали наступление в провинции Аррапха, которая, очевидно, по-прежнему принадлежала Ассирии (Ibid., Chr. 3:23]. Начиная войну, Мидия не могла оставить у себя в тылу верного союзника Ассирии Маннейское царство. Мидийцы могли воспользоваться разгромом маннейских войск летом 616 г. возле Габлини, куда маннеи подошли на помощь ассирийцам, и захватить Манну. Как самостоятельное государство после 616 г. Манна больше не упоминается. Если бы Маннейское и Урартское царства еще существовали в 612 г., они пришли бы на помощь Ассирии или как-то проявили бы себя, как это сделал ее последний союзник — Египет.

С вступлением Мидии в войну события стали разворачиваться стремительно. В августе 614 г. мидийцы подошли к Ниневии, овладели соседним городом Тарбицу, форсировали Тигр и спустились к Ашшуру, Город был взят и разграблен, все сокровища Ассирии стали достоянием мидийцев. Когда все было окончено, появился Набопаласар со своими войсками, «которые шли на помощь мидийцу, но сражения не застали». Как ни объяснять причину задержки вавилонского царя, фактом остается его неучастие в военных действиях 614 г. Тем не менее на развалинах священного Ашшура все еще нуждающиеся друг в друге Киаксар и Набопаласар заключили договор о дружбе и союзе [Ibid., Chr. 3:24–30].

Весной 613 г. в Суху произошло проассирийское восстание [Ibid., Chr. 3:31–35]. В Хронике № 3 это восстание представлено как событие местного значения, несущественное для status quo в этом регионе. В ней не отмечается участие Мидии в подавлении восстания. Действительно ли это было так, а если нет, то чем вызвана такая оценка событий в Хронике? Понять и оценить события 613 г. позволяет надпись Набонида на стеле из Хиллы, в которой описано подавление царем умман-манды восставших городов «у границ Аккада». Многие исследователи полагали, что здесь описана победа мидийцев над последним оплотом Ассирии — городом Харран. Завадский привел убедительные аргументы против такого понимания текста [Zawadzki, 1988, р. 66–67, 109–110], показав, что описанное в хронике восстание в Суху и сообщение в надписи из Хиллы о подавлении царем умман-манда восставших городов у границ или в границах Вавилонии — это фиксация одного и того же события. Соединив оба описания, Завадский представил решающий аргумент, разрушающий гипотезу о тройственной коалиции против Ассирии, включавшей, помимо мидийцев и вавилонян, также и скифов. Согласуясь со сведениями Геродота, эти исследователи считали, что неучастие мидийцев в 613 г. было вызвано вторжением на территорию Мидии скифов. Но отсутствие упоминаний мидийцев в Хронике Гэдда вызвано, как показал Завадский, более поздней редакцией текста этой Хроники в период ухудшения отношений между мидийцами и вавилонянами. Редакция Хроники позволила преуменьшить роль мидийцев в крушении Ассирии ([Ibid., р. 114–131]; см. также гл. II). Итак, в 613 г. неудачные действия Набопаласара привели к расширению восстания на территорию Центральной и Южной Вавилонии. Набопаласар почти терял власть, а Ассирия впервые за много лет могла изменить ситуацию в свою пользу. Будущее обоих государств было предопределено интервенцией Мидии, пришедшей на помощь Набопаласару; она разгромила восставших.

Анализ боевых действий за 616–613 гг. обнаруживает бесплодность первых побед Набопаласара. Очевидно, что после года изнурительных боев, с весны 616 г. до весны 615 г., он и его армия были измотаны. После неудачного штурма Ашшура и отсидки в Такритайне он, по существу, два года не участвовал в боевых операциях. Он лишь засвидетельствовал победу мидийцев в Ашшуре, которая не стала его победой за год до этого. Бездействие Набопаласара, очевидно, и послужило толчком к восстанию в Суху, где его власть оказалась слабой. Он не смог самостоятельно справиться с ним. Очевидно, что лидирующей силой в этой войне становилась Мидия.

Кульминацией войны стали осада и разгром Ниневии соединенными силами Киаксара и Набопаласара в 612 г. Осада города длилась около трех месяцев. За это время произошло три сражения, и в августе Ниневия пала, Синшаришкун погиб, новый ассирийский царь Ашшурубаллит (II) вступил на престол в Харране [Grayson, 1975, Chr. 3:38–52]. Падение Ниневии произвело огромное впечатление на современников, яркое описание гибели города запечатлено в «Книге пророка Наума» (гл. 1–3), который, по-видимому, был очевидцем событий. Согласно Науму, штурм удался благодаря созданию искусственного наводнения, по-видимому, подмывшего сырцовые стены города. Ассирийский царь Синшаришкун, не желая попасть в плен, бросился в огонь горевшего дворца. Вот как, согласно Науму, восприняли современники гибель главного города ненавистной Ассирии: «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» Опустошенный и разграбленный город был сожжен и разрушен. В сентябре Киаксар и его войско с громадной добычей удалились в Мидию. Набопаласар оставался в Ниневии, а его войска продолжали разрушать и грабить окружающие ассирийские поселения.

Согласно Геродоту, Ассирия была уничтожена одними мидийцами, они «покорили ассирийцев, за исключением вавилонской области» (I. 106). Последующие авторы, очевидно через Ктесия, знали, что союзником мидийцев были вавилоняне (см. гл. 1.1). Согласно Ктесию, инициатором этого союза в предстоящей войне с ассирийским царем был мидиец Арбак, именно ему вавилонянин Белесий предсказал будущее правление поверженной Ассирией и всей Азией [Diod., II. 24.2; 28.1]. Ктесий также сообщил, что окончательно удалось взять Ниневию после трехлетней осады (в Хронике Гэдда — 3 месяца) в результате наводнения Евфрата (так у Диодора) и гибели ассирийского царя, который бросился в огонь подожженного им самим дворца [Ibid, II. 26.9; 27. 2–3]. В Хронике Гэдда тоже сообщается, что в день штурма города Синшаришкун, очевидно, погиб, хотя само это слово не сохранилось, но чуть ниже сообщается о восшествии на престол нового ассирийского царя, следовательно, выше сообщалось о гибели предыдущего.

Таким образом, ход войны в 616–612 гг. и сообщение Хроники Гэдда (в трактовке Завадского) служат вместе с данными античных авторов доказательством решающей роли Мидии в войне против Ассирии.

Падение Ниневии не означало еще гибели Ассирийской державы. Уцелела значительная часть ее армии и знати, оплотом которых стал Харран — крупнейший в то время город Северной Месопотамии. Он получил от ассирийских царей самоуправление и, очевидно, поэтому придерживался проассирийской ориентации. Здесь, вскоре после гибели в Ниневии Синшаришкуна, новым ассирийским царем был провозглашен Ашшурубаллит II (612/11–609?). Наступил завершающий этап войны, сутью которого стала борьба за «ассирийское наследство». Формально под властью ассирийцев еще оставались обширные территории в Северо-Западной Месопотамии, Сирии и Палестине. Помимо Мидии и Вавилона, на «ассирийское наследство» претендовал также и единственный союзник Ассирии — Египет. С конца 630-х гг., когда власть Ассирии в Палестине значительно ослабла, началось проникновение туда Египта, которое закончилось недолгим завоеванием всей Палестины (Иудеи) фараоном Нехо после 609 г. до н. э.

После взятия Ниневии и вплоть до ноября 610 г. Набопаласар самостоятельно завоевывает ассирийские владения. Однако в ноябре 610 г. к нему на помощь снова пришли мидийцы. Объединив свои войска, они подошли к Харрану, где находились ассирийский царь и только что вступивший на престол фараон Нехо (610–595). Не приняв сражения, последние ушли на запад. Город был взят, жители его уничтожены [Grayson, 1975, Chr. 3:58–65], почитаемый храм бога Сина разрушен. Современниками это святотатство было приписано мидийцам [Langdon, 1912, р. 284, № 8, X, 12–21]. Летом 609 г. ассиро-египетские войска в течение нескольких месяцев безуспешно пытались вернуть Харран [Grayson, 1975, Chr. 3:66–69]. В ходе боев 610–609 гг. Харран был полностью уничтожен, и 54 года он лежал в развалинах. Важная роль Харрана, прежде всего как стратегического пункта, контролирующего путь из Сирии в Месопотамию и в Малую Азию, перешла к Каркемишу, который стал оплотом египетских сил в регионе.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию