Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства - читать онлайн книгу. Автор: Инна Медведская cтр.№ 77

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Древний Иран накануне империй (IX–VI вв. до н. э.). История Мидийского царства | Автор книги - Инна Медведская

Cтраница 77
читать онлайн книги бесплатно

Итак, в 70–40-е гг. VII в. до н. э. киммерийцы активно действуют на западных рубежах Ассирийской державы, в состав которой среди прочих стран входили Сирия и большая часть Палестины и Финикийского побережья. Иудея сохранила формальную независимость. Поскольку угроза вторжения кочевников с севера в Сиро-Палестинский район на протяжении этих десятилетий периодически обострялась, то и в 620-е гг. она была еще вполне реальной в устах пророков. Начало пророческой деятельности Иеремии относится к 627/26 г., и именно с этим временем исследователи обычно связывают скифское вторжение в Палестину. В словах его ранних пророчеств «от севера появляется беда и великая погибель» или «Я приведу… народ издалека» и т. п. (Иер. 1:13–15; 4:6; 5:15–16; 6:1, 22–23) исследователи находят подтверждение рассказу Геродота. Но кочевники не были в это время единственной угрозой для Палестины, и если Вавилон, воевавший с Ассирией за свою независимость, в 620-е гг. еще не представлял угрозы, то Египет уже реально угрожал Палестине. Ведь в пророчествах «север» не был буквальным указанием страны света, а обозначал место, откуда в Палестину могла прийти беда [Drinkard, 1992, р. 1135–36]. Например, в дни, когда иудеи, по словам пророка, отвернулись от истинной веры, Господь сказал ему: «Иди и провозгласи сии слова к северу и скажи: возвратись, отступница», и если это произойдет, то «в те дни придет дом Иудин к дому Израилеву и пойдут вместе из земли северной (т. е. проклятой) в землю, которую я дал в наследие отцам вашим» (т. е. обетованную) (Иер. 3:12, 18). В 620-е гг. существовала и другая неменьшая опасность — мидийская. Границы Мидийского царства уже включали верховья Евфрата. Мидия стала новой политической реальностью, достаточно агрессивной, чтобы привлечь к себе внимание пророков. Могущественным царством оставалась и Лидия. Но, по-видимому, в данном случае опыт прошлого — длительная киммерийская опасность в регионе — использовался пророками достаточно долго, поэтому Гомер упоминается у Иезекиила среди врагов Израиля «от пределов севера» еще в VI в. до н. э. Эта опасность могла быть зашифрована Иеремией в слове «север» в 620-е гг., только эта предрекаемая опасность вторжения киммерийцев так и осталась лишь его угрозой.

Все эти беды предрекаются Иеремией иудеям и израильтянам за отступничество от истинной веры, за идолопоклонство. Иудейско-Израильское царство, созданное Саулом, Давидом и Соломоном, распалось в 928 г. до н. э. [Cogan, 1992, р. 1010, tab. 9] на два царства: южное — Иудейское и северное — Израильское. Тиглатпаласар III, Салманасар V и Саргон II завоевали Израильское царство, превратив его в две провинции — Самарию и Магидцу. Филистимское побережье вошло в провинцию Ашдод. Иудее удалось сохранить формальную независимость. С конца 630-х гг. начался распад Ассирийской державы, и власть ее в Палестине ослабела. Правление иудейского царя Иосии (640–609) было недолгим периодом надежд на возвышение Иудеи и даже на присоединение к ней ассирийских владений в Палестине.

Религиозно-политическая борьба за возрождение царства при Иосии, по-видимому, началась уже в 628 г. до и. э., на 12-м году его правления. Своего апогея она достигла на 18-м (622/21) году и увенчалась реформой, которой суждено было стать поворотным моментом в культурно-религиозной и политической истории Иудеи [Cogan, 1992, 1010; Cogan, Tadmor, 1988, р. 298]. Суть реформы состояла в укреплении единобожия путем очищения монотеизма от элементов политеизма и во всемерной централизации культа Яхве в Иерусалимском Храме. Помимо чисто религиозного аспекта, реформа должна была служить укреплению царской власти и авторитета Иерусалимского Храма и помочь внешнеполитическим амбициям Иосии.

Суть происходящего заключалась в следующем. Древнееврейский пантеон был густо населен многими богами разного ранга и происхождения. В него, в частности, вошли местные ханаанейские божества Баал, Ашера и Ашторет/Астарта [28]. Культ бога Яхве был особенно почитаем у «колена Иуды», и когда представители этого племени, Давид и Соломон, создали государство, их племенной бог стал главенствовать в пантеоне, вбирая в себя черты и атрибуты других божеств. Но эта монотеистическая тенденция царей и Иерусалимского Храма постоянно наталкивалась на упорное противодействие периферийного жречества и местной знати. Так что, в конечном счете, движение в ту или иную сторону зависело от силы царской власти.

В царствование Манассии (698–642) возродились ханаанейские и израильские местные культы, расцвело идолопоклонство, апофеозом которого стало установление статуи Ашеры в Иерусалимском Храме (4 Цар. 21:7). Манассия первым из царей Иудеи ввел в ней обрядность ассирийских, арамейских и финикийских культов. Не исключено, что он поддался давлению придворных, которые приобщились к культуре всесильной Ассирийской державы. Все это вызвало сопротивление, и к концу его царствования в Иудее сформировалась антиассирийская партия, стремившаяся к искоренению чуждых влияний и освобождению от ассирийской зависимости [Тадмор, Надель, 1990, с. 79–80], что и начало осуществляться в царствование Иосии. Благоприятная внешняя ситуация позволила ему начать реформу, вылившуюся в беспрецедентную по масштабам борьбу с идолопоклонством: «И повелел царь… вынести из храма Господня все сосуды, сделанные для Баала и Ашеры и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон». «И отставил жрецов, которых поставили цари иудейские, чтобы совершать курение на высотах иудейских и окрестностях иерусалимских, и которые кадили Баалу, солнцу, луне и созвездиям и всему воинству небесному». «И вынес Ашеру из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и истер ее в прах, и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где ткали одежды для Ашеры (4 Цар. 23:4–6). Поруганию подверглась и Ашторет (4 Цар. 23:13; Иер. 7:17–18). Эти действия Иосии распространились и на Израиль. Исследователи расходятся в оценке действий Иосии в Израиле. Одни полагают, что его активность там ограничивалась только религиозной деятельностью, другие считают, что это было уже присоединение практически покинутых Ассирией территорий [Cogan, 1974, р. 71, note 35; Cogan, Tadmor, 1988, р. 293; Mitchell, 1991, р. 383–391]. Согласно Четвертой книге Царств (23:15, 19), власть Иосии распространилась на территории, более или менее совпадающей с территорией провинции Самария. Составленная позднее хроника утверждает, что борьба Иосии с идолами распространилась по всему Израилю вплоть до земли Неффапим/Галилея (2 Пар. 34:6, 7, 33). Считается, что это утверждение является поздним тенденциозным расширением географического ареала реформ. И хотя этот источник не содержит прямых данных о распространении политического контроля Иудеи вплоть до Галилеи, нет оснований исключать последнюю из сферы реформ Иосии и считать, что Иосия не делал попыток овладеть этой территорией, входившей в ассирийскую провинцию Магидду [Malamat, 1973, р. 271]. В любом случае, провинция Магидду находилась севернее Самарии, но именно там, возле города Мегиддо, в 609 г. до н. э. Иосия встретил армию фараона Нехо и свою смерть.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию